Русский модернизм из частной коллекции

Русский модернизм из частной коллекции

В Московском музее современного искусства (ММОМА) открылась выставка, на которой не только представлено много интересного русского искусства, но и явлен образ современного российского коллекционера.

«Модернизм без манифеста» — частное собрание Романа Бабичева, многолетнего исследователя перепетий русской художествненной жизни, охотника за произведениями живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства ХХ века. Собранное им за двадцать пять лет — уникальный материал для отдельного музея и убедительный пример того, что первоклассные собрания скорее формируют страсть, интерес к художникам, желание вникнуть в историю, чем собственно финансовая мощь покупателя.

Монин А.А. Портрет физкультурницы (портрет жены О.Н. Мониной). 1929. Х.м. 89х72

Роман Бабичев — перфекционист во всем, что касается его сокровищ, поэтому выставка готовилась долго, и над проектом трудился блестящий кураторский состав: Надежда Плунгян, Валентин Дьяконов, Ольга Давыдова, Александра Селиванова и Мария Салина. Пяти искусствоведам удалось сделать экспозицию, в которой даже для людей, навещавших домашнюю экспозицию Романа Бабичева, оказалось много сюрпризов и открытий. Однако их главной задачей было трактовать русский модернизм как часть мировой культуры модернизма, этот принцип определил и выбор произведений, и темы разделов, и сопровождающие тексты.

В двенадцати залах полотна Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова, Надежды Удальцовой, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина, Роберта Фалька. Скульптуры Анны Голубкиной, Александра Матвеева и Сергея Коненкова, творчество известных и не очень известных выпускников ВХУТЕМАС Георгия Рублева, Леонида Хорошкевича, Александра Лабаса и Юрия Пименова. Совершенно фантастический зал Федора Платова. Для любителей архитектурной графики — подарок: маленькая экспозиция с рисунками Бориса Иофана и ученицы Ивана Фомина Софьи Кауфман. Среди необычных вещей скульптурный портрет Валерия Брюсова работы Нисс-Гольдман, а также монуметальные полотна, написанные Георгием Рублёвым в 1957 году для Фестиваля молодежи и студентов в Москве.

В богатое собрание Романа Бабичева входят около 4 тысячи произведений. Поэтому проект ждет продолжение «Модернизм без манифеста. Часть II». Cледующая выставка будет посвящена русскому искусству 1920-1930-х годов.