Фантастические фильмы про космос: 12 красивых картин

Человечество продолжает мечтать о звездах и иных планетах. Фантастические фильмы про космос, снятые именитыми режиссерами и талантливыми новичками, рассказывают о захватывающих путешествиях, встрече с неизведанным и открытиях в нас самих.

2001 год: Космическая одиссея

Космический корабль Discovery отправляется к Юпитеру, чтобы разгадать тайну черного монолита, воздействующего на ход человеческой эволюции. Но внезапно сверхразумный компьютер HAL 9000, управляющий кораблем, сходит с ума.

Картина Стэнли Кубрика, вышедшая в 1968 году, уже более 55 лет возглавляет списки лучших фильмов про космос. За полвека фильм обрел статус культового и стал заметной вехой в развитии кинофантастики и мирового кинематографа в целом. Сегодня «2001 год: Космическая одиссея» считается лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда. В основу его сюжета легли переработанные рассказы фантаста Артура Кларка, в первую очередь «Часовой», опубликованный в 1951 году. Писатель также работал вместе со Стэнли Кубриком над сценарием. При создании фильма режиссер консультировался со специалистами НАСА, а в сцене выхода в открытый космос использовал оригинальные записи дыхания советского космонавта Алексея Леонова — первого человека, совершившего в 1965 году выход в космическое пространство.

Солярис

Главный герой — психолог Крис Кельвин — прибывает на космическую станцию, построенную для изучения планеты Солярис, поверхность которой покрыта разумным Океаном. Ему предстоит разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и понять, что происходит с немногими уцелевшими там учеными.

Фильм «Солярис», вышедший на экраны в 1972 году, — экранизация одноименного фантастического романа Станислава Лема. Режиссер Андрей Тарковский предложил свой взгляд на произведение — сосредоточился в первую очередь на чувствах людей, а не на холодной науке. У Лема такая трактовка понимания не нашла, зато картину оценили критики и зрители: «Солярис» Тарковского оставил глубокий след в мировой культуре. Съемки фильма проходили в Москве, Крыму, Звенигороде и в Токио — в Японию отправились, чтобы снять футуристичную многоэтажную автостраду. А все космические интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма».

Чужой

Экипаж грузового космического корабля «Ностромо», возвращающегося на Землю, перехватывает сигнал, исходящий с неизвестной планеты. Обязанные найти и исследовать источник сигнала, астронавты совершают вылазку на планету, где обнаруживают таинственные коконы, а после сталкиваются с кровожадным инопланетным существом на борту.

Триллер Ридли Скотта (1979) входит в список лучших фантастических фильмов про космос — «Чужой» получил ряд престижных наград, обрел культовый статус и дал начало целой франшизе, включающей фильмы, книги и компьютерные игры. Неповторимая стилистика пришельцев — заслуга швейцарского художника и дизайнера Ханса Рудольфа Гигера, работавшего в жанре фантастического реализма. Этот фильм принес ему в 1980 году «Оскар» за «Лучшие визуальные эффекты».

Прометей

В поисках ответов на вопрос о происхождении человека космический корабль «Прометей» отправляется к звездной системе, изображение которой было найдено среди наскальных рисунков древнейших цивилизаций. Астронавтам придется столкнуться с угрозой, которая может привести к исчезновению человеческого вида.

«Прометей» (2012) режиссера Ридли Скотта был разработан как пятая часть франшизы «Чужой». Изначально предполагалось, что «Прометей» станет приквелом фильма 1979 года, но в итоге было принято решение сделать его оригинальным произведением, не связанным с «Чужим» напрямую. Из-за искажения первоначальной концепции картина вызвала неоднозначную реакцию поклонников франшизы, но сложно не отметить ее мрачную, таинственную атмосферу и завораживающий визуальный ряд.

Интерстеллар

В недалеком будущем Земля становится все менее пригодной для жизни из-за неурожая, вызванного засухами и катастрофическими пыльными бурями. В поисках нового дома для человечества группа астронавтов отправляется в опасное космическое путешествие — найденная на орбите Сатурна червоточина, возможно, ведет к планете с подходящими для человека условиями.

«Интерстеллар» Кристофера Нолана, вышедший в 2014 году, стал одним из самых популярных фильмов про планеты и космос последнего десятилетия. Он во многом основан на современных научных исследованиях — консультантом выступил американский физик и астроном Кип Торн. Кроме того, Нолан пригласил на съемочную площадку бывшего астронавта Маршу Айвинс. Зрители отмечают отличную актерскую игру, великолепный саундтрек Ханса Циммера и, конечно, впечатляющий визуал картины: это и поражающие воображение космические пейзажи, и элементы декораций, вдохновенные работами архитектора Людвига Миса ван дер Роэ и художника Маурица Корнелиса Эшера.

Марсианин

Завершив миссию на Марсе, корабль «Арес-3» спешно эвакуируется из-за поднявшейся бури. Однако один из членов экспедиции — ботаник Марк Уотни — случайно остается на красной планете в полном одиночестве. Пока астронавт старается выжить в экстремальных условиях, проявляя недюжинную смекалку, на Земле ломают голову над способом вернуть его домой.

Жизнеутверждающий фильм Ридли Скотта (2015) был снят по мотивам романа Энди Уира «Марсианин». При работе над картиной использовалась большая часть исследований к фильму «Прометей», а в числе источников вдохновения Скотт называет «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика. Роль Марса играет пустыня Вади‑Рам в Иордании, которую называют Лунной долиной. Здесь также снимали «Лоуренса Аравийского», «Прометей» и «Красную планету».

Гравитация

Группа астронавтов участвует в орбитальной миссии, выполняющей обслуживание космического телескопа «Хаббл». Рутинный полет оборачивается катастрофой, когда корабль сталкивается с обломками спутника. Двое астронавтов остаются одни в космосе без связи с Землей и с минимальным запасом кислорода, пытаясь выжить в черной пустоте.

«Гравитация» (2013) — фильм Альфонсо Куарона, находившийся на стадии разработки в течение четырех лет: режиссер ждал, когда технологии станут более продвинутыми, чтобы в полной мере использовать визуальные эффекты и максимально реалистично передать ощущение открытого космоса. Интересно, что перед съемками Куарон пересмотрел множество фильмов про космос, но «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика намеренно пропустил, так как опасался, что после этого решит и вовсе отказаться от работы над «Гравитацией».

Пекло

В 2057 году умирающее Солнце грозит гибелью всему живому на Земле. Космический корабль «Икар 2» отправляется к нему с ядерным зарядом на борту. Его единственная миссия — повторно воспламенить гаснущее светило. Во время путешествия экипаж ловит позывные сигналы своего предшественника — космического корабля «Икар 1», который должен был выполнить ту же задачу, но пропал семь лет назад.

Научно‑фантастический триллер Дэнни Бойла «Пекло» (2007) был снят всего за три месяца, но при этом на сценарий и общую подготовку ушло два года, а монтаж и работа над визуальными эффектами заняли еще год. Актеры прошли специальное обучение по программе космических полетов, а исполнитель одной из главных ролей Киллиан Мерфи получил консультации по физике у британского физика Брайана Кокса и посетил ЦЕРН на границе Швейцарии и Франции. Режиссер Дэнни Бойл признается, что работа над проектом так вымотала его, что он пообещал себе никогда больше не снимать фантастику.

Пассажиры

Космический корабль «Авалон» везет несколько тысяч колонистов к далекой планете, которая станет их новым домом. Полет предстоит долгий — 120 лет, поэтому пассажиры погружены в анабиоз. Из-за неисправности капсулы гибернации механик Джим Престон просыпается гораздо раньше срока, сталкиваясь с безысходным одиночеством и сложным выбором.

«Пассажиры» (2016) — научно-фантастическая романтическая драма норвежского режиссера Мортена Тильдума. В 2017 году фильм получил две номинации на премию «Оскар» за лучшую музыку и лучшую работу художника-постановщика. Здесь можно заметить отсылки к работам Стэнли Кубрика, а интерьер бара космического корабля напоминает отель «Оверлук» из «Сияния».

Прибытие

В разных точках Земли неожиданно появляются неопознанные летающие объекты, но намерения пришельцев неясны. Чтобы суметь понять их, спецслужбы обращаются за помощью к лингвисту Луизе Бэнкс и физику Яну Доннели, которым предстоит найти с инопланетянами общий язык и предотвратить глобальную катастрофу.

В основе фильма, снятого режиссером Дени Вильневым и выпущенного в 2016 году, лежит повесть Теда Чана «История твоей жизни». Для картины, получившей восемь номинаций на премию «Оскар», был разработан полностью функциональный язык. Таинственный вид логограмм предложила жена художника‑постановщика Патриса Верметта — источником вдохновения стал след, оставленный на столе чашкой кофе.

Луна 2112

Вот уже три года астронавт Сэм Белл живет на лунной станции в полном одиночестве, не считая говорящего робота ГЕРТИ: следит за автоматизированной станцией по добыче редкого газа, но совсем скоро его контракт подойдет к концу. За две недели до возвращения домой Сэм встречает сменщика.

«Луна 2112», вышедшая в 2009 году, — режиссерский дебют Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи. Камерная картина, где в центре событий находится единственный персонаж в исполнении Сэма Рокуэлла, была снята за рекордные 33 дня и с минимальным вложением средств: луноходы возили буквально «за веревочку», а леску потом стирали на компьютере. Это не помешало создать зрелищное произведение, которое регулярно входит в списки лучших фильмов про космос.

Миссия «Серенити»

Команда космического корабля «Серенити» занимается контрабандой, доставляя нелегальные грузы с одной планеты на другую. Когда капитан Малькольм Рейнольдс, ветеран Гражданской Галактической войны, решает взять на борт пассажиров, среди которых молодой доктор и его странная сестра с телепатическими способностями, привычная рутина нарушается: экипажу придется столкнуться и с агентами правительства, и космическими каннибалами.

Фильм «Миссия „Серенити“» (2005) режиссера Джосса Уидона — второе рождение и логическое завершение его же многосерийного космического вестерна «Светлячок» (2002). Неожиданно закрывшийся после первого же сезона сериал обрел статус культового благодаря захватывающему сюжету, остроумным диалогам и отличной игре актеров, а фанаты несколько лет требовали продолжения проекта.

Концентрация красоты у нас в Pinterest