Мишель Миллар Фишер: думать о системах, лежащих в основе повседневной жизни

Мишель Миллар Фишер фото
Мишель Миллар Фишер

Мишель Миллар Фишер (Michelle Millar Fisher) — шотландский дизайн-куратор, которая в течение последних двух десятилетий произвела фурор в музейной среде США. Она работала в музее Гуггенхайма, Метрополитен-музее, Музее современного искусства (MoMA) и Художественном музее Филадельфии. Именно ей, страстному пропагандисту культуры, дизайна и искусства, удалось преобразить музейный мир  —  с помощью ощущения динамизма, открытости и изобилия.


По теме: Фрэнк Гери реконструировал Художественный музей Филадельфии

Мишель Миллар Фишер удалось создать новаторские выставки «Дизайн для разного будущего» и «Предметы: современна ли мода?». Фишер также инициировала несколько собственных кураторских проектов, которые контрастировали с традиционным форматом. Ее практика резко отличается эмоциональностью и заинтересованностью: Фишер пытается устранить и выявить социальное неравенство через призму дизайна. Это стремление привело к появлению такого проекта, как электронная таблица «прозрачности заработной платы в искусстве и музеях». Открытый ресурс демистифицирует компенсацию в крупных художественных учреждениях — более того, он спровоцировал объединение музейных сотрудников в профсоюзы по всей стране. Ее последние проекты, такие как книга и выставка «Дизайн материнства», разработанные вместе с дизайнером Эмбер Виник, основаны на страсти Фишер к изучению различных повествовательных практик в истории искусства и дизайна.

Этика, наука и эстетика

Меня особенно увлекает область биодизайна. Я слежу за этим уже несколько лет, и меня глубоко интересует, как дизайнеры и художники используют живые клетки — строительные блоки нашей жизни — для создания работ, исследующих пересечение этики, науки и эстетики. Чтобы погрузиться в тему, пришлось исследовать все возможные варианты, от искусственных маток до создания источников синтетической пищи, которые стали возможны благодаря работе медицинских исследователей, а также художников (таких как Оркан Телхан) и различных инициатив и мероприятий — к примеру, ежегодный саммит биодизайна.

Одна из наиболее очевидных новых форм — дистанционное обучение. Теперь все регулярно общаются с помощью zoom и подобных платформ. Но есть одна вещь, которая меня действительно взволновала — в Соединенных Штатах президент Байден объявил, что хочет сделать местные колледжи бесплатными для всех. Это было бы фантастическим решением. Только подумайте о расширении доступа к образованию — более того, снятие абсурдно высокой цены на обучение в США было бы огромным шагом вперед. Что касается моего личного опыта во время изоляции, то я работала из дома, и успела написать книгу. Сейчас я работаю над монографией о современном ремесле в Соединенных Штатах и ​​только что закончила проект под названием «Проектирование материнства: вещи, которые создают и нарушают наше рождение» — это уникальный взгляд на кривую воспроизводства человека сквозь призму дизайна.

Мишель Миллар Фишер фото

Цифровые платформы

Могу сказать, что цифровые платформы, такие как Instagram, стали для меня, как куратора, невероятным инструментом исследования. Они позволяют видеть весь мир и общаться с художниками и дизайнерами, которые находятся за много тысяч километров от меня. Конечно, ничто не сравнится с возможностью зайти в студию, поговорить и узнать о работе в режиме реального времени — но я действительно благодарна за то, что цифровые платформы позволяют нам общаться так, как я, возможно, не могла себе представить несколько лет назад.

Последние полтора года выставлять искусство и дизайн было очень сложно. Люди не могли ходить в музеи и галереи, как обычно. Вместе с тем мы можем наблюдать невероятные проекты: я была очарована художником из Бостона Эбеном Хейнсом, который создал масштабную миниатюрную модель галереи, назвал ее Shelter In Place Gallery и пригласил других художников создать миниатюрные работы, чтобы выставлять их в этом виртуальном  пространстве каждую неделю. Хейнс сфотографировал миниатюрный интерьер и показал его в Instagram, и теперь у него огромное количество подписчиков. Нам настолько понравилась его концепция, что мы приобрели его работу в постоянную коллекцию Музея изящных искусств в Бостоне. Но я действительно считаю, что искусство и дизайн нужно испытывать лично, хотя и не обязательно в галерее. Самое замечательное в дизайне и искусстве то, что они являются частью нашей повседневной жизни. Они окружают нас в наших домах и местах, где мы и все сообщество живем.

Цифровые технологии изменили музеи во многих отношениях, включая такие вещи, как расширение доступа к цифровым коллекциям и способы обмена арт-объектами в интернете. Появилась возможность сделать арт-учреждения более прозрачным. Сейчас можно показать все процессы, стоящие за музейным фасадом. Мы также можем говорить о поколении художников и дизайнеров, которые использовали цифровые технологии в своих работах. Но нужно понимать, что нет единого абстрактного «музея культуры». Музеи крайне неоднородны, и существует множество их типов.

Мишель Миллар Фишер фото
Виола Фрей. Hard/Cover. Фото: Carlos Avendaño.

Искусство и «зеленое мышление»

Меня действительно интересуют все способы обеспечения устойчивого развития — это заметно по моей практике куратора ремесел в MFA (Museum of Fine Arts в Бостоне). Я много думаю о том, как устойчивость может означать заботливые отношения с окружающим миром. Но также важно понимать, что экология идет дальше, чем мысли о флоре и фауне, и что «зеленое мышление» не очень часто сочетается с более справедливыми и равноправными способами труда и теми общинами, о которых все заботятся. Поэтому, хоть я и пристально слежу за художниками и дизайнерами, которые борются за экологичность, меня больше интересуют те, кто по-настоящему думает о системах, лежащих в основе нашей повседневной жизни. И о том, как сделать их более справедливыми для всех — и это гораздо больше, что просто абстрактная забота о планете.

Одна из самых захватывающих работ последнего времени для меня — это произведение покойной Виолы Фрей, выставленной в рамках воркшопа в Музее тканей в Филадельфии. Она вдохновила меня, как всегда — масштаб, в котором она работала с глиной, поражает воображение.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит