RUSSIAN PROJECT 2020: арт-маски: 5 современных российских художников

Российское искусство фото

Сегодня маски прочно ассоциируются с пандемией и рассматриваются как медицинский аксессуар. Между тем у этого предмета богатый ритуальный, театральный, декоративный бэкграунд. Пять росссийских художников начали создавать маски задолго до нашествия Covid-19 — сегодня их работы обретают новый смысл и вызывают особый интерес.


По теме: Маски с принтами от знаменитых художников

Анастасия Пилепчук

Анастасия — мультиталант: художник, фотограф, модельер, редактор журнала Areola Magazine, пробует себя в роли диджея,  выступая в костюмах и масках, которые придумывает сама. «Я родилась в Якутии, детство провела в Бурятии, в местах, в которых развит шаманизм — здесь верят в общение с потусторонними мирами и в то, что маски защитят от духов». Но прежде всего маски для Пилепчук — средство самовыражения.  Вдохновение она черпает из множества вещей — природы, культур, настроений, творчества любимых художников Фриды Кало и Бьорк. Например, одна из масок похожа на ледник, который она видела в Исландии. Действует интуитивно, обычно без эскизов, использует металл, дерево, пластик, бумагу и даже  CD-диски. «Я просто беру материал, опираюсь на  эмоции или воспоминания и работаю, пока не пойму, что все закончено». Мечтает поэкспериментировать с драгоценными металлами.

Анастасия Пилепчук фото

Анастасия Пилепчук

Художник, фэшн-дизайнер

Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото

Венера Казарова

После школы поступила в Архитектурный институт на факультет дизайна костюма, но через два года перевелась в Московский университет технологии и дизайна. Создает костюмы для театральных постановок и современного танца, оформляет пространства для фотосессий, устраивает собственные перформансы. Для своих представлений придумывет разных мифических персонажей, для чего создает маски, в которых соединяет настоящую живую рыбу и сырое мясо, предметы быта и старую одежду. «Я могу сделать маску из чего угодно, также как могу увидеть маску во всем». Венера признается, что находится под влиянием сюрреалистов и дадаистов, считает, что их работы — самое сильное, что было сделано в искусстве. «Я работаю со сложными образами, психологизмом, сновидениями и ассоциациями», — говорит автор.

Венера Казарова фото

Венера Казарова

Художник, модельер

Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото

Никита Реплянский

Киберхудожник из Петербурга, работает на стыке искусства, технологического дизайна и моды. С детства увлекался научной фантастикой и киберпанком, в 18 лет начал работать в сфере компьютерных игр. Через несколько лет стал первым в России дизайнером протезов и нейроинтерфейсов — устройств, которые считывают сигналы активности мозга для управления программами. Реплянский объединяет технологии нейро- и голосового управления с трендами фэшн-аксессуаров — его разработки напоминают  арт объекты. Специально для модели Сэмми Джабраил, которая в 2017 году попала в аварию и потеряла ногу, создал нейромаску Cyber Warrior. Участвовал в Mercedes-Benz Fashion Week, представив протез со встроенным беспроводным MIDI-синтезатором. Помимо протезирования, сосредоточен на 3D скульптуре, голографических холстах, AR-масках для инстаграма. Готовит коллаборации с модными брендами.

Никита Реплянский фото

Никита Реплянский

Дизайнер, художник

Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото

Дмитрий Шабалин

Дмитрий Шабалин работал в глянце, был стилистом и фэшн-редактором журналов Numero и Interview. Вдохновение пришло,  когда он приехал на каникулы из Москвы в родной город Березники и наткнулся на коробку с детскими игрушками. Начал их склеивать. Сначала были коллажи, а потом к одному из них Дмитрий прикрепил ленты. Его маски — пример апсайклинга: автор дарит новую жизнь старым вещам, получая в итоге предмет более высокого уровня, чем исходники. В дело идут детали от зонтика и часов, бусины и полудрагоценные камни, старый бритвенный станок, значки и детские игрушки. Результат —  скульптурные, яркие декоративные аксессуары, напоминающие шаманский атрибут. Шабалин регулярно выставляется в московских музеях, участвовал в международной биеннале декоративно-прикладного искусства Révélationsв в парижском Grand Palais. Сотрудничает с PA Gallery.

Дмитрий Шабалин фото

Дмитрий Шабалин

Художник

Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото

Алиса Горшенина

Родилась в деревне Якшина Свердловской области. Корни вдохновения — в деревенском детстве, уральской мифологии. Хотя художник признает, что ее родина — «не красивая картинка, а суровое место, где люди выживали как могли». Горшенина получила  высшее художественное образование, но уверена, что и без него работала  бы так же, как сейчас. Не разграничивает свое творчество по техникам и жанрам, но много занимается текстилем: делает шитые скульптуры, одежду, маски, создает современное текстильное искусство. Одни видят в ее работах фольклорные мотивы, другие — феминистский манифест. Алиса вспоминает, что когда переехала с семьей в Нижний Тагил и у нее начались проблемы в школе, ей постоянно хотелось быть другим человеком, скрыть свое лицо. «Когда я надевала маску, то чувствовала себя свободной».

Алиса Горшенина фото

Алиса Горшенина

Художник

Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото
Российское искусство фото

Концентрация красоты у нас в Pinterest