Самые красивые дома мира: 25 частных резиденций

Самые красивые дома мира: 25 частных резиденций

Самые красивые дома и частные виллы великих архитекторов XX века: от 1920-х годов и до наших дней

1 Геррит Ритвельд, «Дом Шрёдер», 1924

Дом Шрёдер в Утрехте был построен в 1924 году по проекту голландского архитектора и дизайнера Геррита Ритвельда. Трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совершенно новым ощущением пространства. Элегантный и правильный, этот красивый дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер,  которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. (В школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме).


По теме: Геррит Ритвельд: 8 фактов о доме Трюс Шрёдер

2 Эйлин Грей, вилла E-1027, 1926-1929

Вилла E-1027, построенная Эйлин Грей на Французской Ривьере, стала личным, новаторским заявлением, первой архитектурной работой дизайнера мебели и одновременно домом отдыха для двоих: Эйлин и ее друга архитектора Жана Бадовичи. Название E-1027 — это код Эйлин Грей и Жана Бадовичи. «E» означает Эйлин (Eileen), «10» — Жан (Jean, J — 10-я буква латинского алфавита), «2» — Бадовичи (Badovici) и «7» — Грей (Grаy). Вилла, завершенная в 1929 году, стоит на крутой скале, спускающейся к морю. Белое здание образует мост между ландшафтом и морем с четко рассчитанными уровнями, опорами, маршрутизацией и параметрами лестниц. Грей сконструировала многие предметы мебели для дома, создавая впечатление, что дом был создан изнутри.


По теме: Дома-памятники: вилла Эйлин Грей

3 Дом-мастерская Константина Мельникова, 1927—1929

Памятник архитектуры советского авангарда дом-мастерская Константина Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке, был построен на собственные средства архитектора. Здание в плане имеет форму восьмерки или «бесконечности» и его нельзя отнести ни к одному из известных стилей. Конструкции стен и перекрытий не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Внутренняя система климат-контроля и особой акустики, освещенность и колористика — все составляющие проекта вплоть до деталей являют уникальный памятник мировой архитектуры, один из самых красивых домов довоенного времени.

4 Людвиг Мис ван дер Роэ, вилла Тугендхат, 1928—1930

Вилла в чешском городе Брно была построена для Фрица Тугендхата и его супруги. Людвиг Мир Ван дер Роэ создал уникальную конструкцию с железным каркасом, что позволило установить большое количество окон — таким образом внутри создается ощущение воздуха и объема, а все пространство залито светом. Сложный ландшафт участка с крутым склоном стал достоинством проекта — со стороны улицы дом выглядит одноэтажным, здесь расположен лишь главный вход. Все жилые комнаты обращены в сторону центра города, с этой стороны здание выглядит двухэтажным. Специально для виллы Мис также выполнил дизайн всей мебели, при этом кресло «Тугендхат» и «Брно» до сих пор находятся в cерийном производстве.

5 Ле Корбюзье, вилла «Савой», 1929—1930

Вилла Savoye в Пуасси — один из любимых проектов Ле Корбюзье, он называл ее «маленьким чудом». В 1928 году мадам Савуа отправила Ле Корбюзье задание на проектирование загородной резиденции. Ле Корбюзье предложил летний дом, который «встанет как предмет на траву, ничего собой не нарушив».  Ле Корбюзье строит «воздушный куб», оторванный от земли и стоящий на колоннах. Здесь воплощены важные принципы модернизма — свободный план, ленточные окна и обитаемая крыша. Первый этаж запроектирован как гараж на три автомобиля. Жилые помещения находятся на втором этаже и закомпанованы буквой «Г» вокруг большой террасы, куда выходит гостиная-столовая c большими раздвижными окнами. 


По теме: Ле Корбюзье во Франции: маршрут архитекторов

6 Робер Малле-Стивенс, вилла Кавруа, 1929-1932

Вилла Кавруа расположена на северо-востоке Франции, в окрестностях городка Рубе. В год окончания строительства виллы ее автор, французский архитектор Робер Малле-Стивенса, сформулировал суть cовременной роскоши: «это жизнь в хорошо отапливаемом, хорошо вентилируемом, веселом, наполненном светом доме, требующем минимум лишних жестов и минимального количества прислуги».  Здание выстроено из армированного бетона, все помещения в нем были радиофицированы, а лифт, идущий из подвала спроектировал другой известный французский модернист Жан Пруве. Сочиняя облик этой постройки, Малле-Стивенс вспомнил о двух увлечениях: авиации и музыке. Дом издали напоминает аэродром с диспетчерской рубкой и взлетной полосой. Меломания архитектора-денди нашла отражение в отделке: снаружи здание облицовано особым трехслойным кирпичом, причем кладка чередуется с черными полосами раствора, благодаря чему поверхность стены выглядит как линейки нотного стана. В интерьере мраморные ступени с черными подступенками и светящиеся пилоны напоминают клавиши рояля.


По теме: Вилла Кавруа: архитектурный шедевр Робера Малле-Стивенса

Фрэнк Ллойд Райт, «Дом над водопадом», 1936—1939

Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки. Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна. Работу над зданием Райт откладывал в течение нескольких месяцев, проект был создан за пару часов до приезда заказчика. Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом. Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта. 

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —

Фрэнк Ллойд Райт

Арне Корсмо, вилла Стенерсена, 1937

Вилла Stenersen спроектирована а Арне Корсмо для финансиста и коллекционера Рольфа Э. Стенерсена. Дом считается одним из передовых примеров норвежского функционализма и внесен в список культурного наследия страны. Корсмо проектировал не просто односемейный дом, а дом для обширной коллекции искусства. Архитектор искал вдохновения у своих международных кумиров и использовал архитектурные эффекты, которые он иначе не имел бы возможности использовать, поскольку заказчик изначально полностью доверился архитектору. Функционалистские черты дома включают плоскую крышу, полированный белый бетон, акцентирование колонн и прозрачный фасад из стекла, стеклоблоков и стали. Над лестницей крыша пробита 625 круглыми стеклянными цилиндрическими отверстиями, окрашенными  в трех разных оттенках синего. Высокие широкие стены лестничного пролета представляют собой галерею, где произведения искусства выстраиваются до самого верхнего этажа.

Дом Вальтера Гропиуса,  1937-1938

Дом для себя и своей семьи в Линкольне, штат Массачусетс, США, Вальтер Гропиус построил одновременно с началом своей педагогической деятельности в Гарвардском университете. Дом впитал в себя черты архитектуры Новой Англии и принципов модернистских учений Баухауса. Жители близлежайших городов и штатов приезжали посмотреть на этот необычный и красивый дом. Обшивочная древесина, кирпич и валуны сосуществуют с блочным стеклом, акустическим пластиком и металлом. Вход оформлен крыльцом колониального типа, переосмысленным во вкусе автора дома и дополнен характерной винтовой лестницей в духе баухауса. Интерьер при этом не имеет ничего общего с американскими домами — в обстановке доминируют предметы Баухауса, в том числе Марселя Бройера.

10 Алвар Аалто, вилла Майреа, 1939

Подсчитано, что за свою карьеру Алвар Аалто построил около 75 частных домов, но самым важным для истории архитектуры частным домом стала вилла Майреа на западе страны, в Нормаркку. Многие историки архитектуры считают ее самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века. Заказчиками виллы Майреа были друзья Аалто — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майре. Они дали ему полный карт-бланш: никаких ограничений ни в плане идей, ни в плане финансов. В результате была построена вилла, ничего общего не имевшая с традиционным поместьем и господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен в форме буквы L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась мастерская хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше.

11 Людвиг Мис ван дер Роэ, Фарнсуорт-Хауз, 1945-1951

Легендарная вилла Фарнсуорт архитектора Людвига Миса Ван дер Роэ считается ключевым образцом интернационального стиля. Дом в Плано, штат Иллинойс был спроектирован по заказу Эдит Фарнсуорт, доктора из Чикаго, любившей играть на виолончели. Вилла состоит из двух плоскостей — крыши и пола, опирающихся на восемь Н-образных колонн. Стены полностью выполнены из стекла. Внутреннее пространство открыто, в нем выделены только кухня и два санузла. Строительство затянулось на шесть лет и было завершено в 1951 году. Заказчица была недовольна результатом и разругалась с архитектором. В 2006 году модернистская постройка получила статус Национального исторического памятника.

12 Рихард Нойтра, дом Кауфмана в пустыне, 1946-1947

Дом Кауфмана в Палм-Спрингс — один из самых известных проектов архитектора Рихарда Нойтры, один из самых красивых домов мира и знаковых примеров интернационального стиля в частной архитектуре XX века Северной Америки. Именно предприниматель из Питтсбурга Эдгар Кауфман стал заказчиком  «Дома над водопадом», спроектированного Фрэнком Ллойдом Райтом в 1936—1939 годах. Спустя 10 лет Кауфман решил обзавестись виллой в Калифорнии. Kaufmann Desert House спроектирован таким образом, чтобы подчеркнуть связь с окружающим природным ландшафтом. Раздвижные стеклянные двери позволяют объединять жилое пространство с прилегающими внутренними двориками. Знаменитому творению Нойтры в 1992-м году угрожал снос — на западе США модернизм никогда не был в фаворе. Но благодаря стараниям супругов Харрис дом был выкуплен и проведена тщательная реставрация.

13 Филип Джонсон, «Стеклянный дом», 1949 

«Стеклянный дом», расположенный неподалеку от города Нью-Канаан, Коннектикут, вдохновлен шедевром Миса ван дер Роэ Фарнсуорт-хауз. Архитектор Филип Джонсон построил этот дом для себя. Идеальные пропорции, простота, открытая планировка позволяют строению полностью раствориться и соединиться с окружающей природой. Панорамное остекление здания разделено уже знакомыми H-образными поддерживающими балками. При этом учитель Джонсона сам Мис после посещения дома был крайне разочарован, посчитав «Стеклянный дом» результатом полного отсутствия какого-либо творческого замысла.


По теме: Самые красивые дома мира: 10 довоенных построек

14 Оскар Нимейер, дом в Каноа, 1953

Красивый дом в пригороде Рио-де-Жанейро, Каноа Оскар Нимейер построил для себя и своей семьи. Вдохновленный окружающей бразильской природой и изгибами женского тела, архитектор создал поэтическое, чувственное здание, доказав, что бетон может быть пластичным материалом. Классический образец органической архитектуры — плоская крыша поддерживается тонкими стальными колоннами, стеклянные стены обеспечивают единение с природой, стирают видимые границы. На первом этаже расположена гостиная и кухня, на втором уровне находятся приватные помещения — спальни, ванные и кабинет архитектора.

15 Ээро Сааринен, «Резиденция Миллера», 1953

Ээро Сааринен спроектировал дом в Коламбусе, штат Индиана по заказу архитектора и предпринимателя Ирвина Миллера и его супруги. Архитектура дома продолжает традицию модернизма, заложенную Мисом ван дер Роэ — открытая планировка, стеклянные стены, плоская крыша. Сад вокруг дома Дэниела Кили — один из редчайших сохранившихся примеров американского ландшафтного дизайна середины XX века. Центральное пространство дома спроектировано как место отдыха и встреч с деловыми партнерами и друзьями. Сердце комнаты — масштабный диван, утопленный ниже уровня пола. В 2000-м году модернистская постройка перешла в собственность Музея искусств Индианаполиса. Дом Миллера стал первым национальным памятником США, получившим этот статус при живом на тот момент авторе.

16 Алвар Аалто, дом Луи Карре, 1955-1959

В 1955 году известный антиквар и арт-дилер Луи Карре пригласил Алвара Аалто выстроить ему дом в сорока километрах к юго-западу от Парижа. Финский архитектор подчеркнул холмистый ландшафт и красоту прилегающей дубовой рощи, расположив дом на склоне и с помощью деталей вовлек его в диалог с пейзажем. Постройка представляет собой композицию из нескольких объемов разной высоты. Все помещения имеют естественное освещение. В строительстве использовали белый кирпич с добавлением натурального камня: известняка, травертина и сланца. Внутри белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Этот шедевр Алвара Аалто тесно связан с именем художника Андрея Ланского. В конце 1950-х годов по заказу хозяина красивого дома он выполнил серию из шести работ для столовой, а Аалто идеально спланировал подсветку и особые детали для коллекции супругов Карре, с которыми успел подружиться.


По теме: Алвар Аалто: дом для друга

17 Йорн Утзон, Ahm House, 1961

Один из шедевров модернизма — дом Ahm House расположен в городе Харпенден, в графстве Хартфордшир. Это единственный реализованный в Великобритании проект датского архитектора Йорна Утзона. Модернистское здание с панорамным остеклением и бетонным каркасом дополнено кирпичной кладкой, тонированным деревом и керамической плиткой. Уровень пола одноэтажного строения понижается и повышается, в зависимости от ландшафта. В 2019 году архитектурная студия Coppin Dockray провела реконструкцию Ahm House, входе которой сделала частичную перепланировку, заменила деревянные сочленения и систему освещения, обновила мебель (все элементы были восстановлены по чертежам Утзона). Во внутреннем пространстве появились предметы знаменитых дизайнеров — кресла Арне Якобсена и светильники Поула Хеннингсена.

18 Алвару Сиза, чайный дом Boa Nova, 1963

Чайный дом Boa Nova в Португалии стал одним из первых проектов Алвару Сиза. Здание построено совместно с преподавателем Фернандо Тавора, неподалеку от родного города португальского архитектора — в Матозиньюше. Место для чайного дома было выбрано на каменистой скале. В 1960-х годах архитекторы работали в тесном контакте с ландшафтом, изучая климат, приливы, окружающую флору, близлежащие дороги. Система платформ и лестниц ведет к входной зоне с низким навесом и валунами, обрамляющими вход. Панорамное остекление под низкими скатами крыш обеспечивает невероятный обзор и вид на море. В отделке использованы бетон и красное африканское дерево афизелия— это материалы впоследствии будет повсеместно встречаться в работах архитектора.

19 Ричард Мейер, дом семьи Смит, 1967

Один из ранних проектов американского архитектора Ричарда Майера — Smith House в Коннектикуте был завершен 1967 году. Незадолго до этого Мейер покинул бюро Марселя Бройера и открыл собственную практику. Заказчики, Фред и Кэрол Смит, искали для себя молодого архитектора, который мог бы посвятить все свое время этому проекту. Вытянутая по вертикали архитектура включила строгие геометричные формы, панорамные окна и кипенно-белый цвет — именно эти элементы впоследствии станут фирменными узнаваемыми приемами Мейера.


По теме: Белые здания: 15 проектов

20 Дом Фрэнка Гери, 1978—1979

Собственный дом Фрэнка Гери в Санта-Монике, Калифорния стал подлинным символом деконструктивизма. Перестроенная до неузнаваемости из типичного калифорнийского бунгало, резиденция производит впечатление незавершенности и нестабильности. По мере роста семьи строение обрастало дисгармоничными объемами из стекла, металлических реек и стеклопластика. «Если мне нужно было сделать новое окно, я шел и прорубал его», — говорил Гери. Дом с окнами неправильной формы, обнажившейся проводкой, нетрадиционными для региона материалами был настоящим бельмом на глазу у соседей — владельцев респектабельных вилл. Горожане боялись снижения цен на недвижимость в районе из-за странного дома и даже хотели судиться с Гери.

21 Марсель Бройер, вилла в Нормандии, 1972

Спроектированная Марселем Бройером в Нормандии вилла — одновременно памятник архитектуры и великолепное жилье. Владельцы участка в провинции Кальвадос, мадам Сайер и ее муж — поклонники архитектуры модернизма. В плане вилла Сайер очень ясная, в основе ее четкий прямоугольник. Здание просматривается насквозь, поскольку все внутренние перегородки и встроенные шкафы не доходят до потолка. Архитектурное достижение — криволинейная кровля, опирающаяся на три мощных граненых пилона. В числе инноваций Бройера — концепция двухъядерного дома: в ее основе идея разделения «шумных» и «тихих» помещений, то есть гостиные, столовая, кухня располагаются в одном объеме, а спальные комнаты — в другом. В июне 2005 года дом был зачислен в список исторических памятников Франции.


По теме: Вилла Марселя Бройера в Нормандии

22 Луис Барраган, Casa Gilardi, 1976

Знаменитая постройка Луиса Баррагана Casa Gilardi — культовый модернистский дом в Мехико, спроектированный для Панчо Жиларди и Мартина Луке, владельцев рекламного агентства. Архитектор расположил дом Жиларди вокруг старого дерева жакаранды, которое росло посреди участка. Внутренний двор отделяет основную часть от приватной зоны. Как и во многих проектах архитектора, цвет играет тут важную роль. Смелые оттенки основаны на сочной живописи Хесуса Рейса Феррейры: чтобы они не потускнели, их необходимо обновлять через каждые несколько лет.


По теме: Танец и архитектура Луиса Баррагана

«Любое произведение архитектуры, которое не выражает спокойствие, является ошибкой», —

Луис Барраган

23 Рем Колхас, вилла в Бордо, 1998

Резиденция была построена для Жана-Франсуа Лемуан. В результате автокатастрофы хозяин дома был параллизован ниже пояса, поэтому Рем Колхас и его бюро OMA повторно пересмотрели проект дома. Вилла должна была соответствовать особенностям образа жизни и быть комфортной для всей семьи. Ее простая форма подразумевает сложные конструктивные решения и непростую организацию интерьера. Три объема наложены друг на друга, каждый из них имеет уникальные характеристики. Нижний этаж врезан в холм, он воспринимается как бетонное основание и открывает панорамную стену во внутренний двор. Средний объем представляет собой полностью остекленную гостиную. Третий этаж нависает консолью над террасой второго этажа. Здесь оборудован приватный блок — хозяйская спальня и детские. Стены прорезаны окнами-иллюминаторами. Все три этажа объединены лифтом-платформой. В настоящее время в доме живут Бенджамин Полен, сын легендарного Пьера Полена, и его жена Алиса Лемуан. О доме Лемуанов снят замечательный фильм Koolhaas Houselife.


По теме: Наследие Пьера Полена: из истории семейного бренда

24 Тадао Андо, Casa Monterrey, 2011

Уединенная резиденция в городе Монтеррей, Мексика была построена в 2011 году для одной семьи, пожелавшей максимально отгородиться от внешнего мира. Тадао Андо вписал дом в скалистый ландшафт национального парка Кумбрес-де-Монтеррей. Архитектор выстроил объемы разной формы и высоты в виде зигзагообразного лабиринта. Пространство трехэтажного здания разворачивается вокруг двусветной библиотеки, которая также служит буфером между двумя крыльями дома — приватным и общественным. В центре резиденции расположены столовая, гостиная, винный погреб и спортзал. Одно из крыльев дома представляет собой входную зону, гараж, гостевую спальню и технические помещения. Приватный блок включает спальни и ванные комнаты с собственным внутренним двором, выходящим на террасу возле «бесконечного» бассейна. Одна из его бетонных стен имеет прямоугольный вырез — архитектура буквально становится рамой для живописного вида на Серро-де-лас-Митрас.

25 Джон Поусон, Casa delle Bottere, 2014

Архитектура Джона Поусона медитативна, его эстетику часто называют пространством простоты. Casa delle Bottere — упражнение в медленной архитектуре, которая уважает пространство, время и размышления, необходимые для рождения шедевра минимализма. Casa delle Bottere сочетает в себе легендарный аскетизм архитектора с полным набором современных технологий. Жилье словно врезано в пейзаж на фоне итальянских Альп. Фасад дома отделан мраморными плитами, традиционным материалом в регионе Венето. Крыша имеет асимметричную форму — такую, что в результате каждая комната имеет разный наклон потолка. В ванных комнатах есть световые фонари, все парадные комнаты имеют двойной свет, а искусственное освещение в них скрыто. Крестообразный план ссылается на один из ключевых принципов архитектуры Палладио.


По теме: Casa delle Bottere Джона Поусона

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит