Самые красивые дома мира: 10 довоенных построек

Самые красивые дома мира: 10 довоенных построек

1 Геррит Ритвельд, «Дом Шрёдер», 1924

Дом Шрёдер в Утрехте был построен в 1924 году по проекту голландского архитектора и дизайнера Геррита Ритвельда. Трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совершенно новым ощущением пространства. Элегантный и правильный, этот красивый дом по праву считается одной из важнейших построек ХХ века. Дом этот Ритвельд спроектировал для свой возлюбленной Трюс Шрёдер,  которая не только интересовалась передовыми идеями, но и хотела воспитать детей в модернистском духе. (В школе дети тщательно скрывали, что живут в странноватом доме).


По теме: Геррит Ритвельд: 8 фактов о доме Трюс Шрёдер

2 Эйлин Грей, вилла E-1027, 1926-1929

Вилла E-1027, построенная Эйлин Грей на Французской Ривьере, стала личным, новаторским заявлением, первой архитектурной работой дизайнера мебели и одновременно домом отдыха для двоих: Эйлин и ее друга архитектора Жана Бадовичи. Название E-1027 — это код Эйлин Грей и Жана Бадовичи. «E» означает Эйлин (Eileen), «10» — Жан (Jean, J — 10-я буква латинского алфавита), «2» — Бадовичи (Badovici) и «7» — Грей (Grаy). Вилла, завершенная в 1929 году, стоит на крутой скале, спускающейся к морю. Белое здание образует мост между ландшафтом и морем с четко рассчитанными уровнями, опорами, маршрутизацией и параметрами лестниц. Грей сконструировала многие предметы мебели для дома, создавая впечатление, что дом был создан изнутри.


По теме: Дома-памятники: вилла Эйлин Грей

3 Дом-мастерская Константина Мельникова, 1927—1929

Памятник архитектуры советского авангарда дом-мастерская Константина Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке, был построен на собственные средства архитектора. Здание в плане имеет форму восьмерки или «бесконечности» и его нельзя отнести ни к одному из известных стилей. Конструкции стен и перекрытий не только оригинальны, но и выполнены на уровне технических изобретений. Внутренняя система климат-контроля и особой акустики, освещенность и колористика — все составляющие проекта вплоть до деталей являют уникальный памятник мировой архитектуры, один из самых красивых домов довоенного времени.

4 Людвиг Мис ван дер Роэ, вилла Тугендхат, 1928—1930

Вилла в чешском городе Брно была построена для Фрица Тугендхата и его супруги. Людвиг Мир Ван дер Роэ создал уникальную конструкцию с железным каркасом, что позволило установить большое количество окон — таким образом внутри создается ощущение воздуха и объема, а все пространство залито светом. Сложный ландшафт участка с крутым склоном стал достоинством проекта — со стороны улицы дом выглядит одноэтажным, здесь расположен лишь главный вход. Все жилые комнаты обращены в сторону центра города, с этой стороны здание выглядит двухэтажным. Специально для виллы Мис также выполнил дизайн всей мебели, при этом кресло «Тугендхат» и «Брно» до сих пор находятся в cерийном производстве.

5 Ле Корбюзье, вилла «Савой», 1929—1930

Вилла Savoye в Пуасси — один из любимых проектов Ле Корбюзье, он называл ее «маленьким чудом». В 1928 году мадам Савуа отправила Ле Корбюзье задание на проектирование загородной резиденции. Ле Корбюзье предложил летний дом, который «встанет как предмет на траву, ничего собой не нарушив».  Ле Корбюзье строит «воздушный куб», оторванный от земли и стоящий на колоннах. Здесь воплощены важные принципы модернизма — свободный план, ленточные окна и обитаемая крыша. Первый этаж запроектирован как гараж на три автомобиля. Жилые помещения находятся на втором этаже и закомпанованы буквой «Г» вокруг большой террасы, куда выходит гостиная-столовая c большими раздвижными окнами. 


По теме: Ле Корбюзье во Франции: маршрут архитекторов

6 Робер Малле-Стивенс, вилла Кавруа, 1929-1932

Вилла Кавруа расположена на северо-востоке Франции, в окрестностях городка Рубе. В год окончания строительства виллы ее автор, французский архитектор Робер Малле-Стивенса, сформулировал суть cовременной роскоши: «это жизнь в хорошо отапливаемом, хорошо вентилируемом, веселом, наполненном светом доме, требующем минимум лишних жестов и минимального количества прислуги».  Здание выстроено из армированного бетона, все помещения в нем были радиофицированы, а лифт, идущий из подвала спроектировал другой известный французский модернист Жан Пруве. Сочиняя облик этой постройки, Малле-Стивенс вспомнил о двух увлечениях: авиации и музыке. Дом издали напоминает аэродром с диспетчерской рубкой и взлетной полосой. Меломания архитектора-денди нашла отражение в отделке: снаружи здание облицовано особым трехслойным кирпичом, причем кладка чередуется с черными полосами раствора, благодаря чему поверхность стены выглядит как линейки нотного стана. В интерьере мраморные ступени с черными подступенками и светящиеся пилоны напоминают клавиши рояля.


По теме: Вилла Кавруа: архитектурный шедевр Робера Малле-Стивенса

Фрэнк Ллойд Райт, «Дом над водопадом», 1936—1939

Фрэнк Ллойд Райт — один из величайших архитекторов XX-го века, основоположник «органической архитектуры» и принципа свободной планировки. Квинтэссенцией «органической архитектуры» и кульминацией творчества Райта становится дом в Бир-Ран, Пенсильвания, выстроенный для предпринимателя Эдгара Кауфманна. Работу над зданием Райт откладывал в течение нескольких месяцев, проект был создан за пару часов до приезда заказчика. Несмотря на нехватку времени, архитектор предусмотрел в эскизе каждую мелочь: не забыл даже скамейку, сидя на которой можно любоваться пейзажем! Дом решен в виде разноуровневых террас, нависающих над естественной скалой с водопадом. Их горизонтально-вытянутые объемы повторяют очертания каменной глыбы и создают впечатление, что дом — часть природного ландшафта. 

«Мне кажется, когда смотришь на изображение этого дома, слышен шум водопада», —

Фрэнк Ллойд Райт

Арне Корсмо, вилла Стенерсена, 1937

Вилла Stenersen спроектирована а Арне Корсмо для финансиста и коллекционера Рольфа Э. Стенерсена. Дом считается одним из передовых примеров норвежского функционализма и внесен в список культурного наследия страны. Корсмо проектировал не просто односемейный дом, а дом для обширной коллекции искусства. Архитектор искал вдохновения у своих международных кумиров и использовал архитектурные эффекты, которые он иначе не имел бы возможности использовать, поскольку заказчик изначально полностью доверился архитектору. Функционалистские черты дома включают плоскую крышу, полированный белый бетон, акцентирование колонн и прозрачный фасад из стекла, стеклоблоков и стали. Над лестницей крыша пробита 625 круглыми стеклянными цилиндрическими отверстиями, окрашенными  в трех разных оттенках синего. Высокие широкие стены лестничного пролета представляют собой галерею, где произведения искусства выстраиваются до самого верхнего этажа.

Дом Вальтера Гропиуса,  1937-1938

Дом для себя и своей семьи в Линкольне, штат Массачусетс, США, Вальтер Гропиус построил одновременно с началом своей педагогической деятельности в Гарвардском университете. Дом впитал в себя черты архитектуры Новой Англии и принципов модернистских учений Баухауса. Жители близлежайших городов и штатов приезжали посмотреть на этот необычный и красивый дом. Обшивочная древесина, кирпич и валуны сосуществуют с блочным стеклом, акустическим пластиком и металлом. Вход оформлен крыльцом колониального типа, переосмысленным во вкусе автора дома и дополнен характерной винтовой лестницей в духе баухауса. Интерьер при этом не имеет ничего общего с американскими домами — в обстановке доминируют предметы Баухауса, в том числе Марселя Бройера.

10 Алвар Аалто, вилла Майреа, 1939

Подсчитано, что за свою карьеру Алвар Аалто построил около 75 частных домов, но самым важным для истории архитектуры частным домом стала вилла Майреа на западе страны, в Нормаркку. Многие историки архитектуры считают ее самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века. Заказчиками виллы Майреа были друзья Аалто — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майре. Они дали ему полный карт-бланш: никаких ограничений ни в плане идей, ни в плане финансов. В результате была построена вилла, ничего общего не имевшая с традиционным поместьем и господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен в форме буквы L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась мастерская хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит