Основатель LAMI Architects Висам Аллами: «Наш девиз — создание архитектурных впечатлений в гармонии с природой»
27 июня 2025 г.

В этом году Практикум «Дома А-Класса» на «АРХ Москве» в пятый раз стал местом встречи ведущих архитекторов, дизайнеров, производителей и поставщиков премиум-материалов. Участники обменялись опытом и своими взглядами в рамках насыщенных дискуссий. В числе спикеров Практикума был и Висам Аллами — основатель бюро LAMI Architects (Дубай). Мы поговорили с ним о ключевых трендах и перспективах премиальной и частной архитектуры.
По теме: «АРХ Москва» 2025: гид по самым интересным стендам

Давайте поговорим о ситуации в вашей стране — Дубае. Где и как люди хотели бы жить сегодня и в будущем?
Я думаю, речь идет даже не о роскоши, а об ультрароскоши. На Ближнем Востоке частный особняк такого класса нередко предполагает расположение на собственном острове, и у нас в портфолио есть проекты, которые реализованы в таких эксклюзивных условиях. Еще одна вещь, которая определяет ультрароскошь, — наличие в частном доме опций, недоступных людям в обычной жизни. Например, собственный спа-салон с соответствующим персоналом, небольшой велнес-курорт. Если территория достаточно обширна, вы можете создать на ней собственный «кусочек рая», павильон, куда вы будете приходить насладиться красотой природы, или даже целый природный заповедник.
Ключевым элементом ультрароскоши является широкий спектр впечатлений, доступных в доме. Даже в таком простом пространстве, как гостиная, есть много возможностей для взаимодействия как с интерьером, так и с экстерьером. Где-то это выход из дома на пляж и взаимодействие с водой, а где-то — панорамный вид на город с крыши здания.

В Арабских Эмиратах ты всегда должен быть лидером, номером один, или не быть вовсе. Это подталкивает нас и вдохновляет быть самыми лучшими. Что касается будущей жизни людей, мне кажется, нужно думать не столько о сверхроскоши, сколько о ежедневном человеческом опыте. Дом — это место, куда мы возвращаемся каждый день, чтобы расслабиться и отдохнуть. Пандемия помогла нам осознать, что наши дома могут начать ощущаться как коробки, в которых мы заперты. И все стали задаваться вопросом: «Как можно улучшить эту коробку?». Раньше мы жили в единении с природой, но природа непостоянна, поэтому в будущем, возможно, мы сможем строить не дома-коробки, а более дружелюбные и близкие к тому, что мы чувствовали изначально.

Сейчас мы существуем в эпоху ИИ, когда все данные собираются. Представьте, что эти данные можно было бы использовать для придания формы вашему дому, чтобы он действительно отражал вашу личность. Даже в очень больших домах, которые мы проектируем, хозяева часто больше всего ценят маленькие уютные уголки. Эти помещения перекликаются с их индивидуальностью через освещение, звуки, запахи. Люди уже покупают устройства для генерации белого шума. Но почему бы не сделать так, чтобы ваш дом знал об этом заранее и не настраивал атмосферу для вас? В доме должен быть мозг, который собирает все эти разрозненные данные и создает готовые сценарии: приглушить свет, когда вы устали, включить музыку или белый шум, когда это необходимо, разбудить в правильной фазе цикла сна, чтобы вы были бодрым и энергичным. Мне кажется, это ультрароскошь будущего.

Как вы подходите к исследованию культурных особенностей различных регионов, чтобы создаваемые вами пространства были одновременно аутентичными и актуальными?
Мы не придерживаемся одного архитектурного языка в нашей студии. Для нас важно открыто подходить к каждому проекту. Поэтому мы всегда ставим целью удивить нашего клиента и себя чем-то новым, создать шедевр архитектуры. У нас есть проекты в ОАЭ, Индии, Саудовской Аравии, Ираке, Турции и Пуэрто-Рико. И в каждом из них мы начинаем с видения заказчика, стремления понять, чего он хочет, о чем мечтает. Клиенты часто родом из той же среды, для которой мы проектируем, и они дают нам бесценные идеи, которые помогают проекту преуспеть с точки зрения контекстной и культурной адаптации.

Во-вторых, мы приезжаем на место и глубоко погружаемся в культуру, отталкиваемся от самой ее сути. Например, в регионе Персидского залива приватность и щедрость являются важными культурными чертами. Мы пытаемся отразить каждый из этих элементов в проекте не только визуально, но и через пользовательский опыт и характер пространства.
Возьмем генеральный план в Ираке. Я родом оттуда, но мы специально изучали потребности людей, которые там живут. Проект большой, это 7,5 кв. километров площади, 15 000 домов и жилых помещений. Поэтому нам требовалось разработать решения именно для этой культуры. Например, квартиры с двумя входами. Это важно с культурной точки зрения: формальные и неформальные места, семейный и гостевой вход. Таким образом мы вывели новую типологию. Или, например, в этой культуре не так уж и неприемлемо иметь общую стену с соседями, хотя в действительности люди этого не хотят. Поэтому мы спроектировали не просто отдельно стоящие здания, но и расположили дома так, что они даже не смотрят друг на друга, ведь личная приватность там очень важна.
Материалы, которые мы используем в строительстве и отделке, также следуют из контекста. Например, мы использовали местные финиковые пальмы, чтобы создать элемент ностальгии. То есть это не те вещи, которые сразу бросаются в глаза своей узнаваемой формой, но используются в проекте более тонко и продуманно.

Еще один хороший пример — наш проект Tulah Clinical Wellness в штате Керала (Индия). Заказчик мечтал создать первый в мире бренд, сочетающий современную медицину, традиционные методы лечения и самые высокие стандарты роскоши. Идея возникла у клиента после общения с проповедником аюрведы, дожившим до 100 лет. Тот утверждал, что человеческие клетки были созданы природой для борьбы с вирусами и обладают способностью поддерживать жизнь до 150 лет! Так возникла идея создать Tulah, что переводится как «баланс».
Архитектурное решение комплекса строилось на стремлении не противостоять природе, а раствориться в ней. Формы комплекса Tulah словно повторяют изгибы местного рельефа, вписываясь в ландшафт, а также имеют отсылки к индуистским мотивам. Нам было важно уйти от образа традиционного оздоровительного заведения и создать место силы — не просто центр здоровья, а курорт мирового уровня со сложным миксом классической и локальной медицины. Мы считаем, что настоящая аутентичность появляется, когда архитектура гармонично вписана в контекст и становится частью культурного и природного окружения.

Вы описали свой способ работы, но важно ли для вас сделать проект настолько узнаваемым, чтобы он стал брендом, известным во всем мире, как, например, проекты Захи Хадид?
Я думаю, если вы рассмотрите все наши проекты, вы заметите определенные повторяющиеся элементы. Даже если один принципиально отличается от другого внешне и даже ощущается совершенно по-другому, вы все равно можете узнать в нем работу одной архитектурной студии. У нас есть стиль, но он не определяется формой. Он определяется всей совокупностью пользовательского опыта, начиная со входа в здание.
Высшим приоритетом для нас является видение контекста. А на втором месте — пользовательский опыт, сценарии использования пространства. Если застройщик, заказчик проекта и визионер объединяются, думая о конечном пользователе, получается успешный проект. Также мы заботимся обо всех деталях: об освещении, материалах, окружающей среде. Наш девиз — создание архитектурных впечатлений в гармонии с природой. Другой отличительный момент — наши здания выглядят как скульптуры, которые бросают вызов природе, например, гравитации. Мы создаем структурно сложные здания, но, по сути, это особая художественная форма, произведения искусства. Еще мы любим создавать впечатления и встраивать свои работы в природу, потому что люди являются ее неотъемлемой частью.

LAMI Architects активно внедряет технологии: параметрическое проектирование, BIM, AI. Какова роль современных цифровых инструментов в формировании будущего архитектуры и где, по вашему мнению, проходит грань между человеческим творчеством и алгоритмами?
Я не думаю, что архитекторы могут потерять профессию из-за ИИ, ведь архитектура начиналась с чертежей от руки, затем произошел переход от ручных чертежей к электронным (CAD). Это был самый большой сдвиг в истории архитектуры. Затем произошел еще один сдвиг от 2D-чертежей к 3D-моделям, BIM. Параметрический подход возник в ту эпоху, когда цифровой формат только набирал обороты, но Заха Хадид поверила в него до того, как он стал мейнстримом. Мы тоже большие приверженцы технологий и всегда были первопроходцами в этой области. В настоящее время мы активно изучаем ИИ, потому что что считаем, что за ним будущее архитектуры.