Модная керамика: 5 российских дизайнеров

Керамика, демонстрирующая ремесленное происхождение, — актуальный тренд 2018 года. Внимание привлекают простые сосуды и вазы — крупные, нарочито-выразительные и расписанные вручную.
Модная керамика: 5 российских дизайнеров

Ирина Разумовская

Интерес к керамике у дизайнера с детства. После художественной школы поступила в Муху (СПбГХПА им. Штиглица) на факультет керамики, училась лондонском Royal College of Art. Принимала участие в международных конкурсах, биеннале, многочисленных проектах. Обладательница престижных наград, в числе которых первый приз на Триеннале в Венгрии (2014). Среди важных событий — несколько персональных выставок, сотрудничество с галереями по всему миру, такими как Puls и Spazio Nobile в Бельгии, FBC в Лондоне.

«Свои работы я основываю на поликультурных символах, таких как архитектурные детали, простые формы, ритуальные объекты, предметы быта, — рассказывает Ирина. — Воплощаю образы урбанистических пейзажей, стареющей заброшенной архитектуры, где каждый отошедший слой штукатурки отражает печать времени и истории. Обычно я создаю лаконичные скульптурные формы из шамотной глины, в момент создания контролирую форму скульптуры. Затем накладываю различные слои глазурей, фарфора, глины и обжигаю таким образом, что поверхность как будто стареет, отшелушивается, опадает и трескается, подобно коре дерева. Мне нравится контраст геометрических контролируемых мною форм до обжига и свободы поведения материала во время него. Старение конструктивистских форм всегда казалось мне интересной метафорой: тонкая красота старения и распада архитектурных колоссов с бескомпромиссной визуальной грамматикой; когда формы, когда-то футуристичные и наглые, под влияниям времени становятся смягченными и лиричными».

Лера Моисеева

С увлечения керамикой начался ее профессиональный путь в качестве дизайнера. Начала с занятий керамикой в родной Тарусе, затем окончила социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и получила диплом промышленного дизайнера Европейского института дизайна в Мадриде. Сегодня работы Леры Моисеевой выставлены в миланской галерее Россаны Орланди (Rossana Orlandi Gallery), она сотрудничает с компаниями Seletti и Casamania. Также в портфолио три керамические коллекции, созданные дуэтом с итальянцем Лукой Никетто (Luca Nichetto). Это коллекция чернолощеной посуды Cheburashka, чайный набор Aureola и фарфоровый кофейный сет Sucabaruca. Предметы объединяет не только материал, но и модульный характер — элементы наборов можно устанавливать по-разному, чтобы собрать единую конструкцию (например, для более компактного хранения). Цель — продумонстрировать мастерство керамистов, пусть и в столь разной технике.

Алиса Волчкова

Франко-русский дизайнер из Лондона начинала как архитектор, но потом решила взяться за малые формы. Среди ее работ особенно громко «выстрелила» коллекция Liquid Series, наглядно демонстрирующая процессы производства керамики. Чтобы получить эффект «жидкой керамики» методом шликерного литья создается ровная и гладкая миска-основа, которая затем переворачивается и заливается краской. Разноцветные «лепестки», обрамляющие посуду, каждый раз получаются разными. Итог — микс между совершенством и хаосом.

Мария Колосовская

Архитектор, выпускница МАРХИ, училась на курсах гончарного мастерства в академии им. Строганова и в керамической школе в Тоскане. Сегодня не только керамист, но и совладелица гончарной мастерской. Мария активно использует японскую технику раку, которой училась в Италии, декорирует в старинной технике молочения, экспериментирует с сочетанием материалов, особенностями обжига. В 2017-м ее работы принимали участие в международной биеннале декоративно-прикладного искусства Révélations в парижском Grand Palais — в смотре впервые участвовали дизайнеры из России.

Алена Мухина

Выпускница Московского архитектурного института керамику сначала рассматривала как хобби. Первый заказ получила от знакомых из архитектурной производственной мастерской, после чего увлечение превратилось в профессию. Ценит в керамике не результат, а процесс. Работает с разной глиной со всего света и не почти использует декоративные глазури, стараясь по максимуму сохранить естественную матовую поверхность изделия, природную фактуру. Предпочитает глубокие естенственные цвета. В феврале 2018 года у Алены состоится персональная выставка в галерее в Самаре.