Stockholm Design Week 2019: 5 самых важных событий скандинавского дизайна

Детский стульчик Lilla Skat, диз. Бьёрн Дальстрём и Анна фон Шевен, Articles.

Стокгольмская неделя дизайна и ярмарка Stockholm Furniture and Light Fair (5–9 февраля) на всех уровнях демонстрируют потенциал и планы скандинавов на предстоящий год. Марина Ширская, по просьбе ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, выбрала пять самых интересных коллекций, представленных в феврале в Стокгольме.

«Стокгольмская неделя — это своеобразная декларация о намерениях, повествующая миру об основных направлениях развития скандинавского дизайна, в основе которой лежит концепция социальной и экологической ответственности.

Лука Никетто для Svenskt Tenn

Светильники из колл. Fusa, диз. Лука Никетто, Svenskt Tenn.

Fusa — настоящий апофеоз слияния итальянского темперамента и шведского функционализма. Венецианец Лука Никетто, живущий в Стокгольме, показал богатство техники работы с муранским стеклом и неожиданной для многих «избыточности», свойственной Svenskt Tenn,  старинное ремесло и современные технологии. На создание коллекции Луку Никетто вдохновили принты тканей под названием Terrazzo, разработанных в XX веке одним из основателей Svenskt Tenn дизайером Йозефом Франком.

Ткань из колл. Terrazzo, диз. Йозеф Франк, Svenskt Tenn.

Рисунок этих тканей напоминает напольную мозаику, встречающуюся в старинных палаццо Венеции. Напомним, что терраццо — это застывшая цементная масса с замешанными в нее кусочками натурального камня.

Светильник из колл. Fusa, диз. Лука Никетто, Svenskt Tenn.

По аналогии с этой техникой Лука Никетто использовал отходы стекольного производства и вплавил разноцветную стеклянную крошку в раскаленную массу, из которой сформировано основание ламп.

Светильник из колл. Fusa, диз. Лука Никетто, Svenskt Tenn.

Расположенный на верхней части абажура металлический диск является не только декоративным, но и функциональным элементом, в него встроен диммер, позволяющий изменять яркость встроенного в лампу светодиода. Коллекция состоит из торшеров, настольных ламп разной величины и подсвечников.

Джаспер Моррисон для Iittala

Колл. Raami, диз. Джаспер Моррисон, Iittala.

Набор предметов, входящих в коллекцию Raami, меньше всего похож на коллекцию, но в этом и соль. Не стоит забывать, что дизайн Джаспера Моррисона — это всегда в первую очередь продуманный дизайн. И чтобы понять и оценить концепцию этого «сервиза», лучше всего послушать, что думает об этом сам дизайнер.

«99% процентов всех объектов дизайна призваны быть быстро замеченными, это известный маркетинговый прием, который используют компании, — говорит Моррисон. — Но объекты, которые бросаются вам в глаза, не всегда оказываются удобными в повседневной жизни. Своей яркостью они нарушают сложившуюся атмосферу. Те же объекты, благодаря которым достигается уют, как правило, менее заметны. Для того, чтобы вы оценили их практичность, может понадобится какое-то время».

Колл. Raami, диз. Джаспер Моррисон, Iittala.

Коллекция Raami, что в переводе с финского означает «рама», обладает как раз такими качествами: предметы обрамляют повседневную жизнь, создавая комфортную атмосферу. Тарелки, миски, чашки, бокалы, стаканы, подсвечники и сервировочные доски, выполнены из белого фарфора, прозрачного и разноцветного стекла, дерева.

Карл Мальмстен для Stolab

Колл. The Archive, диз. Карл Мальмстен, Stolab.

Мебель, созданная архитектором Карлом Мальмстеном, никогда не производилась массовым тиражом. Это были единичные работы на заказ, недостатка в которых он не испытывал. Однако в течение 40 лет имя мастера находилось в тени. Сегодня на волне интереса к  mid-century modern фонд Stolab and the Siv & Carl Malmsten’s Memorial Foundation решил привлечь внимание современных производителей к работам дизайнера и открыл тщательно сохранявшийся все эти годы архив: 20 000 листов с чертежами и эскизами.

Колл. The Archive, диз. Карл Мальмстен, Stolab.

Stolab совместно с куратором Юлией Грик отобрала первые пять предметов и бережно переработала их в соответствии с требованиями современного производства. В коллекцию входят витрина Jonkoping, диван Lundeqvist, скамейка Putte Stool, кушетка Reymersholm, кресло Widemar, стол Trestle и принт для ткани Campagna.

Колл. The Archive, диз. Карл Мальмстен, Stolab.

У каждого предмета своя интересная история, например, невысокую скамейку Putte Stool дизайнер соорудил для своего внука. А кресло Widemar было создано Мальстеном для зала Верховного суда Швеции лично для Герды Видемар, которая стала первой в Швеции женщиной-судьей, возглавившей это высокое собрание. Коллекцию представили на одном из стендов Stockholm Furniture and Light Fair.

Färg & Blanche, Baker’s House

Столики Sack tva bord, колл. Baker’s House, диз. Färg & Blanche.
Табуреты Keehole, колл. Baker’s House, диз. Färg & Blanche.

История, которая сподвигла Эмму Маргу Бланш и Фредерика Фарга из семейного дизайн-дуэта Färg & Blanche на создание Baker’s House, уходит корнями к прапрадеду Эммы. Он был пекарем в Русской армии во время Русско-Турецкой войны и придумал особый рецепт выпечки хлеба, который затем привез с собой в Стокгольм. Сколотив на этом состояние, он в 1889 году построил в районе Седермальма необычный дом, названный в его честь Julius House. На верхних этажах располагалась богато декорированная квартира, а на нижних — настоящий хлебный завод.

Светильник Knackebrod, колл. Baker’s House, диз. Färg & Blanche.
Колл. Baker’s House, диз. Färg & Blanche.
Светильники Heartlamp, колл. Baker’s House, диз. Färg & Blanche.

Именно здесь, в исторических интерьерах, среди старинной мебели, и демонстрировалась новая коллекция, все предметы которой своими формами так или иначе перекликаются с темой хлебопечения. Столики Säck två bord, с поднимающейся крышкой и местом для хранения, напоминают мешки с мукой, светильники Heartlamp — поднимающееся тесто, а настоящий хит коллекции лампа Knäckebröd — является оммажем знаменитым круглым хлебцам, которые по сей день пекут в Скандинавии и развешивают на длинные палки на просушку и хранение.

NM&

Люстра в ресторане в Национальном музее Швеции, The Glass Factory. Дизайнеры: Моника Бакстрём, Матти Кленелл, Людвиг Лёфгрен, Симон Кленелл, Стина Лёфгрен, Маттиас Штольбом, Оса Юнгнелиус, Катя Петтерсон, Карина Сет Андерсон.

Возможно, эта коллекция стала самой мощным событием, в которон вовлечены 32 шведских дизайнера и 20 местных предприятий. Все 82 предмета были созданы для одного ресторана, открывшегося в реконструированном здании Национального музея Стокгольма.

Барный табурет Bläster, диз. Кристоффер Сандин, Källemo.

Шведы очень гордятся как реконструкцией самого музея, так и этой коллекцией, носящей названия NM&. Была организована целая экспедиция, дизайнеры разъехались во все концы страны, тщательно выбирая материалы, ища техники, производителей и ремесленные мастерские. К Стокгольмской неделе дизайна был выпущен фотоальбом, подробно повествующий о том, как создавалась каждая вещь.

Стаканы Unda, диз. Матти Кленелл, Design House Stockholm.

На Stockholm Furniture and Light Fair создали общую экспозицию, рассказывающую об истории реконструкции музея. Но посетители то и дело встречали уже знакомые столы, стулья, светильники на стендах отдельных производителей, так как планируется, что все они будут производиться и продаваться для массового потребления.

Стулья Atelier, диз. TAF Studio, Artek.

Этот проект стал настоящим антропологическим исследованием и выявил все основные тенденции скандинавского дизайна: рациональность, функциональность, сдержанную красоту, продуманность в деталях и ответственное использование ресурсов.

Скамья Font, диз. Матти Кленелл, Offecct.