Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Учебная среда: 25+ современных проектов от детских садов до школ и университетов

Учебная среда: 25+ современных проектов от детских садов до школ и университетов

1 сентября 2025 г.

Подход к проектированию школ, университетов и образовательных центров постепенно эволюционирует, отражая новые подходы к обучению. Сегодня школа — это не просто место, где можно получить новые знания, а комфортное, вдохновляющее и вместе с тем функциональное пространство, в центре внимания которого находится сам человек. Более дружелюбная, позитивная и безопасная атмосфера стимулирует креативность, облегчает процесс обучения и способствует развитию личности. Архитекторы и дизайнеры внедряют принципы устойчивого развития, используют трансформируемую мебель и новые технологии, чтобы превратить учебный процесс в интерактивное и захватывающее приключение

ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Дошкольное учреждение в северной Индии

Chybik + Kristof

Чешская архитектурная студия Chybik + Kristof представила планы дошкольного учреждения с классом на открытом воздухе в небольшом индийском селении Мулбекх. Глинобитная постройка является частью более масштабного плана по обновлению отдаленного горного региона Ладакх. В сотрудничестве с неправительственной организацией Himalayan Patron архитекторы стремились подарить местным детям возможность получать образование, не выезжая из города. Школа, площадь которой составит 375 кв. метров, построена с уважением к традиционной архитектуре региона из дерева и утрамбованной земли, которая имитирует окружающие холмы. Она будет состоять из двух объемов, расположенных на плоском участке и соединенных внутренним двором и приподнятыми пешеходными дорожками. Сбоку от объемов будут организованы лестницы, которые обеспечат доступ к приподнятым дорожкам, соединяющим пространства верхних этажей. Архитекторы учли особенности климата и рельефа местности и сосредоточились на оптимизации солнечной активности и перекрестной вентиляции. «Климат в районе Ладхаки разнообразен и непредсказуем: экстремальные зима и лето, а также сезон муссонов, — поясняет соучредитель студии Ондрей Чибик. — Все эти меры также позволят снизить энергопотребление и создать климатически безопасный кампус, в котором дети смогут комфортно проводить учебный год». 


По теме: Chybik + Kristof: дошкольное учреждение в северной Индии

Яркий детский центр в Эльзасе

ED Architecture

Местная студия Dominique Coulon & Associés спроектировала в городке Илльзах в Эльзасе детский центр Multi-childcare Crèche, предназначенный для ухода за 50 детьми в возрасте от десяти недель до трех лет. Здание площадью 705 кв. метров окружено кленами, вишнями и японской спиреей, а его белоснежный фасад напоминает гигантскую скульптуру, гармонично вписывающую в городской пейзаж. Основание постройки оживает благодаря смелой палитре: насыщенные розовые и оранжевые тона выделяют входы, задавая игривый тон. «Динамичная цветовая гамма, обилие естественного света и пропорции здания позволили нам создать пространство, где чувствуют себя комфортно и дети, и сотрудники», — отмечает студия. Внутри цвет становится главным героем: просторный вестибюль, окрашенный в яркий вермильон, служит местом для встреч и прощаний, а также сценой для детских представлений и чтений. Зал, увенчанный цилиндрическим световым окном, студия называет «сердцем центра». «Это игривое пространство связывает все части здания, избавляя от необходимости в коридорах», — поясняют архитекторы. Смелое использование красных и розовых тонов стало визитной карточкой студии — ранее этот же прием был применен в театре Фрейминг-Мерлебаха и в школьном комплексе под Парижем. 


По теме: Яркий детский центр Multi-childcare Crèche в Эльзасе

Детский сад с изображениями животных Энцо Мари

C+S Architects и Capitanio Architetti

Итальянское бюро C+S Architects и местная студия Capitanio Architetti завершили строительство детского сада в окрестностях города Бергамо. Проектируя учреждение, архитекторы учитывали как особенности окружающей среды, так и историю итальянского дизайна. Здание расположено на территории исторического паркового комплекса и представляет собой большой павильон, облицованный стеклянной мозаичной плиткой и украшенный рамами бронзового цвета. С двух сторон его окаймляют высокие стены из камня и бетона, которые отделяют здание от прилегающей улицы и соседнего дома. Бетонная стена отсылает к каменным подпорным стенам, которые часто встречаются в регионе Val Seriana, и изготовлена из материалов, подобранных таким образом, чтобы гармонировать с окружающим ландшафтом. Декор на ней — изображения животных из знаменитой головоломки 1950-х годов, созданной дизайнером и художником-модернистом Энцо Мари. Некоторые из животных наделены дополнительными функциями: бегемот служит местом хранения для колясок и велосипедов, а свинья и бык обеспечивают вентиляцию для теплоцентрали. Внутри одноэтажное здание в основном выкрашено в белый цвет, а помещения залиты естественным светом благодаря большим проемам и мансардным окнам под скатами крыши. Планировку архитекторы сделали гибкой — каждое помещение в здании может использоваться в нескольких целях. 


По теме: Детский сад, украшенный изображениями животных Энцо Мари

Академия La Berëzka в Москве

ED Architecture

Международная академия La Berëzka — частное дошкольное образовательное учреждение, которое открылось в 2023 году в московском ЖК Lucky. Над архитектурной концепцией проекта работала команда бюро ED Architecture: Мария Альсмит, Ксения Сурикова, Дмитрий Шиляев. «Для нас это прекрасный пример комплексной реконструкции территории — с парками, сохранением исторических зданий и актуальными архитектурными решениями, было интересно работать в таком окружении», — говорит команда бюро. Академия расположилась в двухэтажном здании на площади 1600 кв. метров. Учредителям было интересно построить особенное пространство: не похожее на обычную школу или детский сад, наполненное эмоциями и впечатлениями; чистое, просторное, с большим объемом «воздуха». «Образовательная концепция La Berëzka базируется на методе сторителлинга — дети погружаются в истории, проживают их и иммерсивно включаются в обучение. Поэтому нам было важно создать «изменяемое» пространство, в котором учителя и воспитанники могут придумывать собственные истории, приспосабливая его каждый раз под новые задачи: добавляя декорации, меняя поверхность стен, корректируя свет и цвет». В интерьере много дерева и биофильных элементов, в каждом из помещений — свой музыкальный фон. «Прогулочные площадки на кровле здания — очень редкое явление для Москвы. У академии получилось это сделать блестяще: пространство хорошо «заточено» под разные типы активности». 


По теме: Академия La Berëzka: проект бюро ED Architecture

Детский сад в Тяньшуе

SAKO Architects

Японская студия SAKO Architects спроектировала здание детского сада в Тяньшуе, Китай. Проект, названный Kaleidoscope Kindergarten, отличают яркие краски, которые присутствуют как снаружи, так и внутри. Архитекторы щедро использовали 10 оттенков цвета для стеклянных дверей и окон, в том числе раскрасили поручни лестниц и коридоры. На крыше устроена детская игровая площадка с видами на город. В дневное время солнечный свет проходит в классы через цветное стекло, образуя яркие тени, которые пробуждают детское воображение и творчество. Ночью, напротив, светящиеся огни изнутри создают впечатляющий театральный эффект. Многофункциональный атриум, окруженный классными комнатами, оборудован системой подогрева пола и кондиционирования воздуха и может использоваться для различных мероприятий. Стеклянный потолок здесь пропускает естественный свет и благодаря этому пространство меняется каждую минуту в течение дня, напоминая гигантский вращающийся калейдоскоп с мерцающими оттенками и узорами. «Наша цель — вдохновлять детей на творчество. Мы ожидаем, что этот детский сад сможет стать новой достопримечательностью города Тяньшуй», — считают архитекторы. 


По теме: Китайский детский сад по проекту японских архитекторов

Детский центр нейроразвития в Ростове-на-Дону

Татьяна Одинцова

В Ростове-на-Дону открылось пространство нейроразвития детей, то есть для работы с их вниманием, памятью и интеллектом. На концепцию дизайн-проекта Татьяну Одинцову, архитектора и дизайнера интерьера, вдохновила компьютерная игра Neverhood — квест с узнаваемой «пластилиновой» анимацией. Так появился это мягкий фантазийный интерьер, будто вылепленный самими детьми, с простым названием: «Пластилин». Центр располагается в старом фонде и занимает два этажа: первый и цокольный. Общая площадь помещений 103,9 кв. метров. «Моей главной задачей было создать пространство, в котором дети ощущали бы себя спокойно, безопасно, но вдохновляюще и интересно, как в своем внутреннем мире. Я не забывала о том, что это не развлекательное пространство. Дети в кабинетах учат языки, работают с психологами, развивают новые нейронные связи, поэтому интерьер не должен был быть слишком ярким и насыщенным деталями, которые могут отвлекать детей. Достаточно сложная задача — создать детское фантазийное пространство, в котором ребенок должен сохранять концентрацию и внимание. Кроме того, в «Пластилине» все имеет сложную фактуру: стены, мебель, даже моющиеся краски мы подобрали фактурные, ведь дети должны эти стены трогать, чтобы в том числе развивать сенсорику», — делится автор проекта. 


По теме: Детский центр нейроразвития в Ростове-на-Дону: проект Татьяны Одинцовой

ШКОЛЫ

Канадская школа в Мексике

Sordo Madaleno

Архитектурная студия Sordo Madaleno представила проект новой Канадской школы в Чолуле, Мексика. На фоне школы возвышается вулкан Popocatépetl, а главной достопримечательностью локации является крупнейшая доиспанская пирамида. Сферические формы построек интегрированы в монументальный ландшафт, крыша служит открытым парком, доступным с улицы, в то время как классные комнаты внизу окружены садами и детскими площадками. Семь круглых зданий, разделенных на 24 клиновидных сегмента, вмещают все — от классных комнат и офисов до кафетерия, садов и спортивных сооружений. Пространство открыто со стороны общих дворов, это способствует легкости восприятия, а бетонные блоки, изготовленные специально для проекта, подчеркивают модульный характер постройки. Здание образует цельное пространство, которое гармонично интегрируется в окружающую среду. Усиленное внимание к природному ландшафту — яркий тренд в архитектуре образовательных центров последних лет. Помимо устойчивого и экологического интереса, такие проекты рассчитаны та то, чтобы расположить самую юную аудиторию к изучению естественной среды.


По теме: Школа у подножия мексиканской пирамиды от Sordo Madaleno

Начальная школа в Чехии

Atelier 6

Архитектурная студия Atelier 6 спроектировала начальную школу Frič Brothers в поселке Ондржеев недалеко от Праги — два кирпичных корпуса рассчитаны на 540 учащихся. «Цель состояла в том, чтобы новая школа гармонично вписалась в сельский контекст, который формируют небольшие загородные дома», — рассказали авторы проекта. Два основных корпуса и частично встроенный в холм блок, где разместился спортивный зал, объединяет входной павильон с круглыми потолочными окнами. Архитекторы оставили открытыми необработанный бетон и системы инженерных коммуникаций: по словам студии, это позволит учащимся лучше понимать, как устроено здание. Подвесные акустические панели на потолке и графические указатели служат отсылками к астрономии и созвездиям, под знаком которых родились братья Фрич, основавшие в Ондржееве главную обсерваторию Чехии. Интерьеры оформили в сотрудничестве с художницей Павлой Грегоровой-Шиповой: она украсила общественные пространства росписями, отсылающими к образу речевых пузырей в стилистике комиксов, и создала цветные дорожки на полу в коридорах. Школа построена в соответствии с принципами устойчивого развития и использует разные решения от геотермальных тепловых насосов до фотоэлектрических панелей на крыше. 


По теме: Бетон и яркие акценты: начальная школа в Чехии

Школа талантов в Минске

Pototskaya Architects

Архитекторы студии Pototskaya Architects спроектировали в Минске «Школу талантов» — образовательное пространство, созданное для вдохновения и раскрытия детского потенциала. Школа объединяет три корпуса: младший для учеников 1-4 классов, старший для 5-11 классов и центральный со столовой, актовым и спортивными залами. Светлые стеклянные переходы связывают здания, наполняя их воздухом и светом. Центральная лестница, которую авторы превратили в яркий арт-объект, дополнена амфитеатрами, где дети общаются, играют и обмениваются идеями. Каждую рекреацию младшего корпуса посвятили отдельной теме, чтобы вдохновить детей на поиск своего пути и помочь им определиться со своими увлечениями. Первый этаж особенно уютный: так авторы стремились облегчить переход малышей в школьную жизнь. На втором этаже расположено арт-пространство, где можно рисовать и творить, а третий погружает детей в мир музыки, предлагая попробовать себя в роли музыканта. Рекреации в старшем корпусе отражают интересы подростков: здесь есть и спортивная зона с настольным теннисом, и космическая лаборатория. «Мы хотели создать не просто школу, а пространство для детей, которое наделено смыслами, — говорят авторы проекта. — Мы ставили задачу спроектировать место, которое мотивирует к творческой деятельности и помогает раскрыть таланты. Эта школа — не просто учебное пространство, а среда, где каждый ребенок чувствует себя особенным. Здесь дети не только учатся, но и растут, раскрывая свои таланты в атмосфере свободы и вдохновения».


По теме: Школа талантов в Минске по проекту Pototskaya Architects

Школа с необычной крышей в Индии

Vastushilpa Sangath

Студия Vastushilpa Sangath представила проект школы Шив Надера в юго-восточном штате Тамилнад в Индии. Комплекс отличается яркой красной алюминиевой крышей, вдохновленной формой банановых листьев. Дизайн переосмысливает черепичные крыши региона и предполагает взаимодействие с окружающей флорой и фауной. Здание гармонично сосуществует с локаций, предлагая в том числе формат обучения на открытом воздухе. Архитекторы спроектировали «пористый и дышащий» кампус, на территории которого растут сотни пышных деревьев. Проект начался с обрисовки контура вокруг взрослых деревьев: именно из-за стремления сохранить растения здание получилось похожим на петлю. По этому маршруту был намечен ряд небольших низкоэтажных модульных зданий под классы. Над ними возвысилась крыша, изготовленная из алюминиевых модулей в форме банановых листьев, обеспечивающая тень и открытые учебные зоны под навесами. На ней же установлены солнечные батареи, которые производят треть электроэнергии для школы. Расположение классов напоминает небольшие дома, сгруппированные в «кварталы». 


По теме: Школа в Индии с крышей в форме банановых листьев

Деревянная начальная школа в Австрии

Bernardo Bader Architekten

Архитектурная студия Bernardo Bader Architekten из города Брегенц спроектировала кубовидную начальную школу в гористой местности городка Ау в Брегенцервальде. Она представляет собой пристройку к уже существующему кампусу, который включает в себя среднюю школу и детский сад. В 2026 году на территории откроется гимназия, также спроектированная Bernardo Bader Architekten. «Основная идея этого проекта — создание школьного городка, своего рода «деревни внутри деревни», — рассказывает основатель студии Бернардо Бадер. — Расположение зданий создает композицию из типологически разных открытых пространств. Сердцем всего комплекса является закрытый школьный двор, который можно использовать и для обучения, и для игр, особенно в теплое время года». На южной стороне школьного двора расположено здание начальной школы — кубический объем на бетонном основании, обшитый досками из лиственницы. Деревянная отделка продолжается в интерьерах — это дань уважения истории ремесленного мастерства в регионе. В XVII веке в Брегенцервальде располагалась Школа Форарльберга — группа архитекторов и строителей, основанная Иоганном Михаэлем Бером. «В результате чувственное, но формальное и сдержанное здание создает ощущение безопасности», — говорит Бадер. 


По теме: Деревянная начальная школа в австрийской сельской местности

Разноуровневый школьный кампус в Китае

Remix Studio

Архитекторы из Remix Studio представили масштабный кампус средней школы Futian в Шэньчжэне, который проектировали по принципу «города в городе». Строения и инфраструктурные объекты расположились на территории более 120 000 кв. метров и соединены сетью дорожек и мостов. Своей оригинальной геометрией проект бросает вызов типичному подходу к строительству образовательных учреждений. Школа расположена на бетонном подиуме и с западной стороны обращена к улице. На территории вокруг кампуса выстроили outdoor-аудитории для учащихся и широкой публики, спортивные площадки и выставочное пространство. На возвышении подиума расположили игровое поле и беговую дорожку, доступную как с улицы для горожан, так и из общежитий для студентов. По словам архитекторов, таким образом они «освободили школу от оков и сделали ее открытой для всех горожан». Учебные зоны и общежития школы Futian расположены с южной и восточной сторон. Библиотека и столовая находятся этажом ниже и также предназначены только для учащихся. Для комфортного перемещения студентов между всеми корпусами здания объединили 400- метровой «петлей» — сетью ступенчатых крыш, дорожек и мостов. Яркий желто-оранжевый цвет петли, по словам архитекторов, заметен и красочен, как «луч на закате». 


По теме: Разноуровневый школьный кампус в Китае

Школа для нейроотличных детей в Калифорнии

NBBJ

Проект школы Westmark Lower School был разработан архитектурной студией NBBJ для детей с особенностями в восприятии информации. Школа в калифорнийском городе Энсино призвана снизить стресс от обучения у нейроотличных детей, страдающих дислексией и дисграфией. Команда студии отмечает большой спрос на подобные образовательные учреждения, поскольку, по статистике, каждый пятый ребенок имеет разного рода проблемы, связанные с пониманием и усвоением знаний. Здание площадью 1440 кв. метров предназначено для обучения до 120 детей с первого по пятый класс. Конструкция U-образной формы имеет два этажа и подвал. Между двух крыльев постройки располагается двор с зонами для отдыха и садом. В его центре высадили символ локации — белый калифорнийский клен. В приоритете разработчиков было увеличение учебного пространства на открытом воздухе — в роли таких классных кабинетов выступают просторные террасы на втором уровне. При проектировании учебных помещений особое внимание уделялось естественному свету. Команда минимизировала количество ненужных раздражителей, чтобы не отвлекать детей. Приглушенные цвета, регулируемое освещение и натуральные материалы способствуют целенаправленному обучению. «В проекте применены новейшие идеи в области нейроразнообразия, чтобы обеспечить комфортную, ориентированную на выбор среду обучения, которая будет улучшать самочувствие учеников», — говорят архитекторы. 


По теме: Школа для нейроотличных детей в Калифорнии

Школа из бруса в Финляндии

AOR Architect

Финская студия AOR Architects — автор проекта школы и культурного центра Monio в городе Хюрюля. Трехэтажное здание расположено на территории бывшего военного гарнизона, который сегодня превращают в жилой район. По замыслу AOR Architects, школа должна стать ориентиром, связывающим застройку с существующим центром города. На создание центра архитекторов вдохновили здания из бруса, которые занимали художники два столетия назад, во времена «золотого века» финского искусства, и которые описывались как места для «сотрудничества и обмена мыслями». Строительство из цельных брусьев широко применяется в небольших домах в Финляндии. Школа и культурный центр Monio — редкий пример использования этого метода в массивной постройке. «Мы продолжили традицию строительства из деревянных брусьев, характерную для района, окружающего озеро Туусула, — рассказывает партнер AOR Architects Микки Ристола. — На берегу озера расположены виллы некоторых национальных художников Финляндии. Это удивительно простой способ строительства: нет необходимости в дополнительной изоляции, а массивная деревянная конструкция формирует и несущую конструкцию, и наружные и внутренние поверхности». Центр представляет собой шесть брусчатых построек, которые связаны между собой улочками и мостом. На первом этаже центра находятся общественные помещения: лекционный и спортивный залы, а также галерея и кафе, а на верхних этажах расположены учебные классы, из которых сквозь большие окна открывается вид на атриум и окрестности. 


По теме: Финская школа из бруса: традиционное зодчество в интерпретации AOR Architect

Муниципальная школа в Новосибирске

«Брусника», SVESMI, Novascape и «Умная школа»

Проект средней общеобразовательной школы №220 в Новосибирске был создан российским  девелопером «Брусника». Архитекторы и инженеры компании работали в коллаборации с голландским архитектурным бюро SVESMI, европейским архитектурным бюро Novascape и центром разработки образовательных систем «Умная школа». В 2018 году на уровне города был подготовлен проект школы, который предполагал появление типового образовательного учреждения по советским стандартам. Но проект не был адаптирован к современным методам образования и архитектуре микрорайона, поэтому «Брусника» выступила с инициативой перепроектирования. В итоге появилась современная школа, сердце которой образуют общественные пространства — атриум и малый спортивный зал, накрытые куполом. Атриум устроен как многофункциональное пространство с деревянной лестницей-трибуной для организации событий различного масштаба. Вокруг центрального ядра по периметру здания собраны классы, лаборатории и мастерские и другие пространства. «Когда мы говорим про адаптивность школы к изменениям, то подразумеваем гибкую организацию образовательного процесса по разным методикам и под разные задачи, — говорит Дмитрий Агарков, руководитель отдела социальной и коммерческой инфраструктуры в «Бруснике», архитектор проекта школы в «Евробереге». — Все классы кросс-функциональны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Расписание занятий разработано так, чтобы исключить пустующие помещения без регулярной загрузки». 


По теме: Адаптивное пространство муниципальной школы в Новосибирске

Школа Тадена в Арканзасе

Marlon Blackwell Architects, Eskew Dumez Ripple и Andropogon Associates

Частная школа Тадена (Thaden School) в Бентонвилле (штат Арканзас, США) была спроектирована студиями Marlon Blackwell Architects, Eskew Dumez Ripple и Andropogon Associates. Продуманный дизайн уже оценило жюри премии Mies Crown Hall Americas Prize, присудившее проекту звание лучшего архитектурного  сооружения Америки. Комплекс был отмечен экспертами как «интегрированный в сельскую культуру и отвечающий запросам местного сообщества». Территория, на которой расположена частная школа, составляет 12 гектаров. В зданиях и открытых пространствах спланированы классные комнаты, лаборатории и сады для практических занятий — от выращивания растений до съемок фильмов и проектирования велосипедов. Всего студиями было спроектировано пять зданий. Вдохновением послужила традиционная архитектура Арканзаса: отсюда двускатные крыши и широкие карнизы для создания затененных зон и естественной вентиляции, геотермальные скважины и управление ливневыми водами. Архитекторы стремились использовать максимум переработанных материалов, чтобы способствовать «повышению энергоэффективности на 70 процентов по сравнению с другими образовательными учреждениями».  


По теме: Кампус Школы Тадена в Арканзасе получил премию MCHAP

Школа из переработанных материалов в Найроби

Urko Sánchez Architects

Архитектурная студия Urko Sánchez Architects, которая базируется в Кении и Испании и в основном работает в Восточной Африке, спроектировала серию временных классных комнат для вальдорфской школы в Найроби. Расположенные на вырубках в лесу постройки отделаны деревянными бревнами, что позволяет им слиться с окружающей местностью. «Основная концепция заключалась в создании для детей своего рода маленькой деревни, спрятанной в лесу и способствующей укреплению связи с природой, — рассказывают архитекторы. — Для минимизации воздействия на окружающую среду в проекте были использованы экономичные и многократно используемые материалы: дерево, почва и листва». Проект площадью 31 620 кв. метров включает в себя несколько классных комнат, созданных в соответствии с традиционной архитектурой этого региона. Urko Sánchez Architects спроектировали сооружения, рассчитанные на 10-летний срок службы, поскольку участок был арендован. Это заставило их использовать легкие и экономичные материалы, например, деревянные бревна разной высоты, которые обхватывают основание каждого класса, и восстановленную черепицу для создания дорожек вокруг участка. Чтобы в учебные пространства проникал естественный свет, стены покрыли поликарбонатными листами и частично заполнили восстановленной почвой и лесными листьями. 


По теме: Классные комнаты из переработанных материалов в Найроби

УНИВЕРСИТЕТЫ

Школа дизайна Шанхайского университета

Studio Ruan Xing

Архитекторы из бюро Studio Ruan Xing завершили реконструкцию здания Школы дизайна Шанхайского университета Цзяо Тун. Студия во главе с Руаном Ксином, который также является деканом этого университета, отремонтировала три строения, расположенных вокруг атриума со стеклянным куполом, и возвела в центре учреждения арочный зал, который поддерживают десятки деревянных балок. Вдохновившись коттеджами, которые окружают кампус в шанхайском районе Минхан, архитекторы стремились перепроектировать здание так, чтобы оно напоминало загородный дом. Студия демонтировала стеклянный навес, а также поддерживавшие его железобетонные балки и колонны и заменила их деревянной конструкцией, которая отсылает к аркам китайской династии Сун. Архитекторы также организовали световые люки, которые пропускают внутрь естественный свет и создают динамическую игру теней на стенах. Галерея при входе в здание, где представлены работы студентов и выпускников, ведет посетителей в главный зал. На первом этаже также расположены кафе и библиотека, а сад во внутреннем дворе предназначен для отдыха и проведения дизайнерских мастер-классов. «Все пространства образуют гармоничный ансамбль, при этом их форма не обусловлена в первую очередь функциональным назначением, — объясняет Руан. — Если одна комната подходит для кабинета профессора, а другая — для семинара, их функции определяются уже исходя из этих особенностей». 


По теме: Реконструкция Школы дизайна Шанхайского университета

Конгресс-центр Политехнического университета в Марокко

Bofill Taller de Arquitectura

Испанская студия Bofill Taller de Arquitectura, основанная Рикардо Бофиллом в 1963 году, завершает строительство монументального конгресс-центра Политехнического университета Мохаммеда VI (Université Mohammed VI Polytechnique) в Рабате, Марокко. Помимо поддержки академических, культурных и общественных мероприятий, этот центр станет важным инфраструктурным звеном между всеми университетскими зданиями. Архитектура представляет собой гармоничное объединение базовых геометрических форм — квадрата и круга. Монументальный зрительный зал в центре постройки окружен конференц-залами, комнатами отдыха и вспомогательными объектами. Они соединены затененными дорожками, открытыми патио и зонами для неформальных встреч. Внешнее кольцо здания обозначено портиками, затеняющими входную зону и сохраняющими открытость всех фасадов. Такой подход обеспечивает перекрестную вентиляцию и различные варианты освещения в течение дня. Светлая керамическая плитка, которой отделаны стены, полы и тротуар, отражает свет и задает визуальный ритм. Внутри также преобладает теплая сдержанная палитра, за исключением интерьера главного зала: темно-зеленый тон стен подчеркивается равномерным свечением от яркой потолочной сферы.


По теме: Конгресс-центр от Bofill Taller de Arquitectura в Марокко

Музыкальный центр для Массачусетского технологического института

SANAA

Токийская архитектурная студия SANAA, победитель престижной премии RIBA 2025, спроектировала для Массачусетского технологического института три кубических здания Edward and Joyce Linde Music Building, в которых разместили концертный зал и помещения для музыкальных репетиций. Облицованные красным кирпичом объемы соединены центральным вестибюлем и служат в качестве специализированного центра для музыкальных классов института. «Мы должны были учесть множество технических требований и создать необходимые акустические условия, — говорит соучредитель SANAA Казуйо Седзима. — Но мы не хотели создавать чисто техническое здание; скорее, здание, где люди могут наслаждаться созданием и прослушиванием музыки, собираться вместе в пространстве, которое было бы и функциональным, и элегантным». В самом большом здании находится концертный зал и комната звукозаписи, в самом маленьком — помещения для музыкальных репетиций, а в третьем — учебные классы и офисные помещения. Музыкальный корпус расположен рядом с двумя зданиями, спроектированными финско-американским архитектором Ээро Саариненом, — капеллой Массачусетского технологического института и аудиторией Кресге. SANAA использовала изогнутую форму аудитории, чтобы создать над центральным вестибюлем арочные крыши, которые образуют навесы над тремя входами. 


По теме: SANAA: музыкальный центр для Массачусетского технологического института

Многофункциональный студенческий павильон в Мельбурнском университете

KoningEizenberg

Американская студия KoningEizenberg спроектировала студенческий центр с бетонной лестницей и террасами в Мельбурнском университете. Он является частью более крупного студенческого квартала, разработанного консорциумом архитекторов, чтобы помочь студентам бороться с социальной изоляцией. В пространстве площадью 2508 кв. метров предусмотрены различные места для обедов, работы, мероприятий и встреч. «В то время как мир становится все более объединенным соцсетями и мессенджерами, университеты по всему миру активно борются с растущим чувством социальной изоляции студентов, — объясняют в KoningEizenberg. — Университет Мельбурна, в котором учатся преимущественно приезжие, является отличным примером того, как можно создать сообщество с помощью нового общественного пространства для студентов». В основе студенческого павильона лежит «открытый бетонный каркас» — решетчатая рама с большими угловатыми колоннами. Внутри четыре уровня. На цокольном этаже находится обеденная зона, окруженная со всех сторон местами для отдыха на открытом воздухе. Выше, на первом и втором этажах, расположены неформальные учебные помещения, а на востоке — автономная рекреационная библиотека. Третий этаж оформлен в более «домашнем» стиле. Здесь расположены помещения для проведения мероприятий и зоны отдыха, которые выходят на защищенную стальным навесом террасу на крыше. Все уровни связаны между собой не только внутри, но и снаружи — с помощью большой внешней лестницы, которую обвивает стальная балюстрада. 


По теме: Многофункциональный студенческий павильон в Мельбурнском университете

Колледж дизайна Университета Кентукки

Studio Gang

Американское архитектурное бюро Studio Gang переоборудовало бывший табачный склад, построенный в 1917 году, в студии для Колледжа дизайна Университета Кентукки в Лексингтоне. Университет приобрел здание в 1959 году — тогда в в нем временно размещались художественные программы школы. Теперь же здесь разместится Колледж дизайна, а также программы ландшафтной архитектуры и студия биомедицинской инженерии. После последней реконструкции, проведенной Studio Gang, в здании площадью 12 210 кв. метров появилась лестница в центральном вестибюле, лекционный зал со вторым светом, мобильная мебель и стены в стиле пин-ап, а также «структурный навес», который простирается вдоль одной стороны здания. Студия стремилась совместить новые конструкции с некоторыми существующими элементами здания. «Продление срока службы зданий — один из наиболее значимых способов ограничить наше воздействие на окружающую среду и расширить творческий потенциал архитектуры, — говорит партнер-основатель Studio Gang Жанна Ганг. — Наша цель заключалась в том, чтобы соединить прошлое и будущее здания, сохранив его особый характер, и превратить его в место, где творчество процветает благодаря сотрудничеству». И на первом, и на втором этажах открытая планировка: количество стен свели к минимуму, чтобы впустить естественный свет. Для зонирования пространства использовались мобильные элементы и колонны. Навес здания и зеленые насаждения покрывает территорию, обеспечивая тень. По словам авторов проекта, благодаря использованию уже существующей структуры и энергоэффективных систем, таких как система геотермальных скважин, энергопотребление здания будет на 70-80% ниже, чем у «обычного здания высшего образования». 


По теме: Колледж дизайна Университета Кентукки в бывшем табачном складе

Кампус Европейского колледжа в Тиране

Oppenheim Architecture и Atelier 4

Oppenheim Architecture в сотрудничестве с албанской студией Atelier 4 представили проект третьего кампуса для Европейского колледжа в Тиране, Албания. Колледж был создан по инициативе Гаагского конгресса и поддерживает европейские идеалы единства, сотрудничества и интеграции. Кампус расположен в исторически значимом студенческом городке и демонстрирует богатую историю и культуру Албании. У входа в здание находятся информационный центр, музей, библиотека и зал для проведения мероприятий. С восточной стороны расположены классные комнаты, офисы и лекционные залы. К югу от кампуса разместились кафе, конференц-залы и квартиры для приглашенных гостей. Комплекс выстроен вокруг круглой агоры — бетонного купола, напоминающего исторические бункеры Албании и предназначенного для лекционных выступлений. Планировка кампуса призвана стимулировать социальное взаимодействие. В отличие от традиционных аудиторий, где слушатели находятся с одной стороны, а сцена — с другой, «агора» организует публику вокруг круглой сцены, подобно древнегреческим театрам. Такое решение позволяет легко менять посадку в зависимости от формата мероприятия. На выбор материалов, цветов и текстур повлияли история Албании, архитектурный ландшафт Тираны и идеология Европейского колледжа. 


По теме: Кампус Европейского колледжа в Тиране от Oppenheim Architecture

Общежитие при Оксфордском университете

David Kohn Architects

Лондонская студия David Kohn Architects завершила реализацию проекта Gradel Quadrangles — студенческого общежития и офисной башни для колледжа New College Оксфордского университета. Здание изгибающейся формы расположено в охраняемой исторической зоне в нескольких улицах от основного кампуса и вдохновлено оригинальной архитектурой колледжа 1379 года. Основной корпус, который получил название Main Quad, вмещает в себя 94 комнаты для студентов с общими кухнями и учебными зонами, а также подземный лобби-холл и аудиторию для музыкальных выступлений. Рядом разместились классы, актовый зал и столовая частной школы для мальчиков, которая расположена рядом с комплексом. Архитекторы сохранили традицию организации «квадранглов» — внутренних дворов, окруженных зданиями с четырех сторон. Однако благодаря изогнутым крыльям Main Quad и соседним постройкам в комплексе появились три внутренних двора, закрытых лишь с трех сторон: четвертая сторона выходит в сад — так здание выглядит более открытым. «Оксфорд часто воспринимают как закрытый мир, но архитектура может это изменить, — говорит основатель студии Дэвид Кон. — Изгибы и прозрачность создают ощущение открытости, приглашая студентов и прохожих внутрь». Архитектор подчеркивает, что облик комплекса меняется в зависимости от угла зрения: «Здание предлагает множество неожиданных ракурсов, что превращает каждый шаг прогулки вокруг него в открытие». 


По теме: Общежитие при Оксфордском университете: проект David Kohn Architects

Студенческое общежитие с земляными стенами в Руанде

MASS Design Group

Проект студенческого общежития университета природоохранного сельского хозяйства (Rwanda Institute for Conservation Agriculture) в Руанде представила американская студия MASS Design Group. Здание является частью университетского кампуса и поддерживает природоохранную концепцию максимального использования натуральных и низкоуглеродных материалов. Проект представляет собой пример устойчивого строительства и направлен на защиту и восстановление местной экологии. «От лесов саванны до водно-болотных угодий, дизайн RICA (Rwanda Institute for Conservation Agriculture) гармонично интегрирован в природу: здесь используется пассивное охлаждение и материалы местного производства, в первую очередь прессованные земля и дерево», — комментирует директор MASS Design Group Крис Харди. Форма здания в виде восьмерки с двумя круглыми дворами вдохновлена традиционной руандийской архитектурой и местными ирригационными полями. MASS Design Group сотрудничала с RICA, чтобы разработать также проекты пяти сельскохозяйственных учебных заведений для изучения молочного хозяйства, свиноводства и птицеводства, земледелия, механизации и орошения. Еще одно здание, посвященное обучению плодо- и овощеводству, определяется рядом перекрывающихся плоскостей крыши. Каждое из строений соединено с сельскохозяйственными полями, на которых проходят практику студенты. 


По теме: Студенческое общежитие с земляными стенами в Руанде

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Адаптивное образовательное пространство в «Царицыно»

Занели Мухоли

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открыто образовательное пространство по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Перед автором стояла задача создать в небольшом помещении трансформируемую мастерскую с зоной для воркшопов и предусмотреть эстетичное хранение материалов и инструментов для ремесленной работы. Также необходимо было место для сменной экспозиции музея — от старинного фарфора до современных образцов деревянной резьбы. «Этот проект для нас представляет особую ценность. Поскольку это коллаборация с такой значимой культурной институцией, мы постарались сделать пространство уникальным и наполнить его культурными и образовательными смыслами», — говорит Ольга Рокаль. Главной особенностью пространства стала его адаптивность. Вся мебель в мастерской создана специально для обучения и творчества. Она одновременно соответствует эстетике архитектуры оригинальных баженовских пространств, функциональна и побуждает к креативу. 


По теме: Адаптивное образовательное пространство в «Царицыно» по проекту бюро UTRO

Культурно-образовательный центр в Удайпуре

Studio Saar

Архитектурная студия Studio Saar спроектировала учебный и культурный  центр Third Space в индийском городе Удайпур. Созданный для некоммерческой организации Dharohar центр с перфорированными экранами из белого мрамора задумывался как третье место для местных детей и других групп населения: здесь организованы места для занятий и мастер-классов, лекций, игр, образовательных, спортивных и культурных мероприятий. Third Space вдохновлен традиционными индийскими таунхаусами и хавели и организован как «ряд клуатров, окружающих внутренний двор», что позволяет использовать постройку в разных целях. Все здание отделано перфорированными экранами, или джали — традиционными элементами индо-исламской архитектуры, которые обеспечивают приватность и пропускают свет и воздух, минимизируя воздействие солнца и дождя и регулируя микроклимат внутри помещения. «Основной проблемой стала многофункциональность пространства: это не просто музей, творческая площадка, кинотеатр, площадка для мероприятий или спортивное сооружение — это все вместе и даже больше, — рассказали архитекторы из Studio Saar. — В процессе проектирования мы опирались на типологию традиционных зданий, в частности на хавели, и создали постройку, состоящую из открытых перетекающих пространств и внутренних двориков». 


По теме: Культурно-образовательный центр с перфорированными мраморными фасадами

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит