Йозеф Хоффманн: шаг в дизайн XX века

Йозеф Хоффманн фото
Йозеф Хофманн, ок. 1903 г

Австрийского архитектора Йозефа Хоффмана (Josef Hoffmann, 15.12.1870 – 07.05.1956) называют тем, кто сформировал язык современного дизайна. Один из отцов-основателей Венского Сецессиона и интернационального стиля, Хоффман сильнейшим образом повлиял на Алвара Аалто, Ле Корбюзье и Карло Скарпа. Больше всего он прославился утонченным сочетанием декоративных и структурных элементов в мебели и архитектуре.


По теме: Неисчерпаемый Коломан Мозер: 5 фактов биографии

Хоффман родился в Пирнице (Моравия, теперь часть Чехии). Его отец, довольно состоятельный совладелец текстильной фабрики, мечтал о том, чтобы сын стал юристом или госслужащим, и отправил его в престижную школу, где Йозеф по его собственному признанию был очень несчастен. Позже он описал свои школьные годы как «позор и пытка, отравившие мою юность и оставившие у меня чувство неполноценности, которое продолжается до сегодняшнего дня».

Йозеф Хоффманн проекты фото
Набор столовых приборов Rundes Modell, 1906, сейчас производится Alessi

После того, как в 1895 году он получил престижную Римскую премию (Prix de Rome, дающий возможность стажироваться в другой стране), отправился в Италию для продолжения учебы. После своего возвращения он познакомился с архитектором Иосифом Марией Ольбрихом, и вместе они присоединились к группе художников (куда также входили Густав Климт и Коломан Мозер), сформировав Венский Сецессион — направление, публично отвергающее историзм. Хоффман стал центральной фигурой Сецессиона: он не только писал манифесты и теоретические статьи в журнал Ver Sacrum, но и отвечал за разработку ряда выставок творческой группы.

Йозеф Хоффманн мебель фото
Кресло, созданное около 1906 года. Было представлено на выставке 1908 Kunstschau
Йозеф Хоффманн проекты фото
Бокал для вина, богемская фирма J. & L. Lobmeyr для Wiener Werkstätte, после 1912

В 1898 году 28-летний Хоффман женится на Анне Хладик, и пару лет спустя у них рождается сын Вольфганг. Однако он целиком поглощен работой: он чрезвычайно занят Парижской экспозицией 1900 года, выставками в Вене. В течение этого периода он построил лишь несколько зданий — в том числе реконструировал дом для своего друга, пианиста Пола Витгенштейна (брата знаменитого философа). Его больше интересуют теоретические обоснования нового стиля.

«Пока наши города, дома, комнаты, наши шкафы, бытовая техника, одежда, драгоценности, язык и чувства не представят дух нашего века более чистым, простым и красивым способом, мы будем казаться бесконечно отсталыми по сравнению с нашими предками»

Йозеф Хоффман

Хоффман обладал невероятной харизмой. С самого начала своей карьеры он мог с легкостью влиять на окружающих. В 1899 году, когда ему было всего 29 лет, он был назначен профессором Венской школы прикладного искусства (должность, которую он занимал до своей отставки в 1936 году), преподавал на многих факультетах, включая архитектуру, металлообработку и прикладное искусство.

В 1900 году Хофманн приехал в Англию, где встретился с шотландским архитектором и дизайнером Чарльзом Ренни Макинтошем, а также посетил влиятельные мастерские Гильдии ремесленников К. Р. Эшби (C.R. Ashbee’s Guild of Handicraft). Эти встречи с лидерами движения Arts & Crafts оказались жизненно важными для формирования идей Хоффмана. На их основе он создает собственную теорию Gesamkunstwerk, или «тотальное произведение искусства».

Йозеф Хоффманн архитектура фото
The Palais Stoclet (1905–1911)

Хофманн последовательно применял теорию Gesamkunstwerk ко всем своим крупным интерьерным и архитектурным проектам, а также к моде, мебели, посуде и украшениям. На протяжении жизни он создал невероятное количество работ во всех жанрах: мебель, стекло, металлоконструкции, фарфор и текстиль, причем некоторые проекты были изначально предназначены для массового производства.

Йозеф Хоффманн мебель фото
Кресло Sitzmashine, ок. 1908 г
Йозеф Хоффманн мебель фото
Сервировочный набор для стола, ок. 1905. Стал производиться итальянской компанией Bieffeplast в 1960-е гг

Идеалом Хофманна было объединить архитектуру с элементами интерьера: Хоффман вместе с Мозером основали Wiener Werkstätte («Венские мастерские») в 1903 году при финансовой поддержке промышленника текстильной промышленности Фрица Верндорфера. Целью Wiener Werkstätte была полная реформа прикладного искусства в Европе, которая помогла объединить усилия общественности, дизайнеров и мастеров. Целью было также возвысить декоративно-прикладное искусство до уровня изобразительного: архитектор мечтал, чтобы дизайну придавалось равноценное сравнению с живописью значение.

Йозеф Хоффманн работы фото
Кофейный сервиз, ок. 1905

Хоффман обожал все, связанное с культурой еды: он хотел привнести в сервировку изысканную простоту. Он предлагает строгой геометрической формы столовые приборы, чайники с квадратными ручками, разнообразные вазы и элементы столовой «архитектуры» — иначе эти объекты, напоминающие башни в уменьшенном масштабе, не назовешь.

Йозеф Хоффманн проекты фото
Набор бокалов и рюмок был представлен Werkbund 1914 года. Сегодня производится Lobmeyr

Хоффман с удовольствием разрабатывал ювелирные изделия: броши и другие украшения были первыми изделиями, произведенными в Wiener Werkstätte и оставались финансовым оплотом фирмы на протяжении всех тридцати лет ее деятельности, став самыми востребованными украшениями того времени. Венское высшее общество обожало их за беспрецедентную персонализацию: дизайнеру казалось важнее всего отразить индивидуальность будущего владельца.

В1898 году Хоффман в тексте Das individuelle Kleid («Индивидуальное платье») выразился, что он хотел бы, чтобы элемент одежды и способ ношения платья были (…) между собой схожи, и чтобы по ним мы могли узнавать характер их владельца. Исследователи же творчества Хоффмана (в частности, Марианна Хуссл-Хорман) утверждают, что украшения этого дизайнера можно рассматривать как портреты его заказчиков.

Йозеф Хоффманн мебель фото
Кресло Club, 1910

За прямые углы, которым он отдавал предпочтение в дизайне, его называли Quadratl — «квадратный Хоффман» : современники посмеивались над его фанатичной приверженностью квадрату во всех конструкциях. Однако архитектора это не смущало: посредством строгой геометрии он достигал автономии, которая извлекала из произведения почти абстрактное качество. Квадрата стал основной формой всей его эстетики. Он считал эту форму идеальным проявлением своей концепции каркаса, которая, по его мнению, должна объединить все аспекты жизни, превращая ее в настоящее произведение искусства (теория Gesamtkunstwerk). Форма квадрата ярко выражена в его архитектуре (например, в санатории Пуркерсдорф), мебели и посуде (от стульев до корзин с фруктами), а также в дизайне тканей.

Йозеф Хоффманн проекты фото
Интерьер санатория в Пуркерсдорфе, 1904-1905 гг

Йозеф Хоффманн мебель фото
Сервировочные столики, Wittmann. Этот тип столиков впоследствие широко использьвался дизайнерами Баухауса. 

Около 1905 года Хоффман переосмысляет теорию абстрактной геометрии: в его проектах появляется новое, легкое качество. Изменению в стиле он был обязан захлестнувшей Европу модой на Японию, а также дружбе с Климтом (у них был одни и те же покровители). Благодаря тому, что организаторы Сецессиона посвятили свою шестую выставку 1900 года исключительно японскому искусству и дизайну, Хоффмана захлестнуло увлечение тем мастерством, с которым японские дизайнеры сочетали геометрию с растительными узорами.

Йозеф Хоффманн мебель фото
Скамейка с мягким сиденьем, около 1910 г

Вдохновленный гармоничным союзом этих противоречивых компонентов, Хоффманн начал комбинировать в принтах и узорах цветочные арабески (стилизованные листья, лозы или цветы) с квадратами, которые, тем не менее, сохраняли свою силу в качестве всеобъемлющего геометрического контура для всех проектов.

Йозеф Хоффманн проекты фото
Серебряная чаша, Handarbeit
Йозеф Хоффманн работы фото
Кофейник, 1906

В 1920-х годах Хоффман стал больше интересоваться строительством государственных жилых для рабочего класса, чтобы уменьшить нехватку жилья после войны. Его первый подобный проект был в Клозехофе, богатом районе Вены. Это было квадратное здание высотой пять этажей, с большим количеством квартир и детским садом на первом этаже. Фасад был покрыт белой штукатуркой, а единственными декоративными деталями оказались простые колонны и остроконечная крыша.

Экономический кризис в 1930-е годы становился все сильнее, и Хоффман строил все больше государственного жилья в Вене. Крупнейший проект был на Laxenburgerstrasse 94 (1928 – 1932). В нем было 332 квартиры с небольшими балконами, организованными в блок шестиэтажных зданий вокруг центрального внутреннего двора. Эта простая, функциональная структура стала моделью для подобных зданий, построенных в Вене и других городах после войны.

Йозеф Хоффманн проекты фото
Павильон Австрии на Венецианской Биеннале, 1934

В 1936 году Хоффман стал почетным профессором изящных искусств: уже на пенсии он продолжал работать при поддержке своих учеников. В 1940 году он перепроектировал интерьер мейсенской фабрики и офисов в Вене. После того, как нацистская Германия вынудила Австрию объединиться с Германией, он перепроектировал прежнее немецкое посольство в Вене, чтобы служить новой штаб-квартирой немецкой армии в Австрии. Во время войны он создал более восьмидесяти проектов домов и других зданий, но записей об их постройке не сохранилось.

Йозеф Хоффманн работы фото
Интерьер бара в кабаре Fledermaus, 1907

Йозеф Хоффманн проекты фото
Текстиль по рисункам Йозефа Хоффмана

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит