Чарльз Ренни Макинтош: новатор из Глазго

Чарльз Ренни Макинтош: новатор из Глазго

Чарльз Ренни Макинтош (Charles Rennie Maсkintosh, 07.06.1868 – 10.12.1928) — человек нового времени, перекинувший мост от викторианской эпохи в XX век и превративший Глазго в место дизайнерского паломничества: здесь дизайном Макинтоша можно наслаждаться и в библиотеках, и в чайных cалонах. Его интерьеры настолько знамениты, что их можно увидеть в культовых фильмах — «Бегущий по лезвию», «Доктор Кто», а также в клипах Мадонны.


По теме: Проект Nifty Art: квартира для трех поколений китайской семьи

Чарльз Ренни Макинтош был универсалом, как многие архитекторы рубежа веков. Он оставил обширное наследие во всех областях, от архитектуры до мебели, от текстильного дизайна до чайных ложек. Он проектировал интерьеры, ковры, светильники, скобяные изделия, столовые приборы, стеклянную посуду. История его жизни — это история раннего бурного успеха, последовавших неудач, почти полного забвения и оглушительной славы столетие спустя. «Его стиль работы напоминает о том, насколько узкой стала нынешняя специализация архитектуры и дизайна», — говорит шотландский архитектор и знаток творчества Макинтоша Ричард Мерфи.

Знаменитый мотив «Роза Макинтоша», 1915-1928

За свою короткую архитектурную карьеру Макинтош запомнился современникам как создатель своего стиля и мотива «Роза Макинтоша» (Mackintosh Rose). Этот стиль весьма узнаваем: игровое сочетание прямых углов и мягких изгибов, «тяжелого» материала и скульптурного света. Он предпочитал украшать пространство светом и тенью, а не сложным орнаментом или монументальными формами.

Обложка монографии, выпущенной к 150-летию со дня рождения Макинтоша.

Жизнь Чарльза Ренни Макинтоша неразрывно связана с Глазго. Здесь он родился и учился с 1877 по 1884 гг в высшей школе Allan Glen. Позже продолжил образование в престижной Школе Искусств, здесь познакомился со своей будущей женой Маргарет Макдональд (сначала они вместе работали, а в 1900 году поженились). Позже он создаст для этой школы новое здание, свой самый известный архитектурный проект, который построит вместе с Маргарет, ее сестрой Фрэнсис Макдональд и Гербертом Макнейром. Именно здесь Макинтош использует свет как скульптурный элемент и подчеркивает пространство с помощью материалов: камня, стали и витражей.

Памятник Чарльзу Ренни Макинтошу на родине, в Глазго.

Практиковал Макинтош у архитектора Джона Хатчинсона, а с 1889 года работал художником-чертежником в фирме Honeyman and Keppie (позже, в 1904 году он становится совладельцем этой компании). Во время работы в фирме Макинтош разработал свой стиль, который позже будет связан с ранним модернизмом, ар-нуво и японизмом.

Макинтоша вдохновляли тонкость и минималистичность японского искусства, а также воспоминания сельского детства. На стыке родился элегантный дизайн, соединивший викторианскую и современную эпохи: этому способствовала и экономическая ситуация, сложившаяся в Шотландии в конце XIX века. Глазго был одним из главных центров промышленной революции. Примерно в то же время Япония смягчила режим изоляционизма, и в Глазго появились японские инженеры и моряки. Когда Чарльз Ренни Макинтош спроектировал Школу искусств в Глазго, он руководствовался модернизмом, целью которого были функциональность и практичность, и идеалами восточного мышления, от которого заимствовал мысль о спокойствии и органичности архитектуры.

Школа Искусство в Глазго (Glasgow School of Art), самый значительный архитектурный проект Макинтоша. Здание пережило пожар в 2014 году, однако сейчас после нескольких лет споров по восстановлению уникального сооружения, планируются реставрационные работы

House for an Art Lover (Дом для любителя искусства), проект 1901. Был построен по оригинальным чертежам в 1990-е годы

В 1901 году он и его жена Маргарет создали проект «Дома для любителя искусства»: в нем архитектура и дизайн переплелись так тесно, что стали неразрывным целым. Этот проект, представленный на конкурс, не стал победителем — однако он был реализован в Шотлании в 1990-е годы. Сейчас «Дом для любителя искусства» Макинтоша изучают как пример идеального союза искусства и архитектуры.

House for an Art Lover (Дом для любителя искусства).

House for an Art Lover (Дом для любителя искусства), проект 1901 года, построен в 1990-е годы

После пятнадцати лет активной профессиональной архитектурной практики Макинтош стал посвящать большую часть времени изучению новых идей. К примеру, в подвалах Willow Tea Rooms были найдены интерьеры, сходные по цветовой насыщенности с оп-артом: там была ярко-желтая мебель, фиолетовые подушки и завораживающие решетки, покрывающие стены. «Он создавал дизайн в стиле ар-деко задолго до появления ар-деко, — комментирует Элисон Браун, куратор одной из выставок, посвященной Макинтошу, — Он использовал синий цвет Ива Кляйна еще до рождения Ива Кляйна».

Маргарет Макинтош. 
Чарльз Ренни Макинтош. 1920-е.

Парадокс Макинтоша в том, что его карьера развивалась в Европе гораздо стремительнее и успешнее, чем на родине. Его работы, представленные на Всемирной выставке в Турине и на выставке Венского Сецессиона принесли архитектору международное признание. Макинтош был на 18 лет младше Йозефа Хоффмана и на 3 года младше Гуннара Асплунда — и вместе с тем его талант затмил их достижения. Специалисты уверены, что он был бы одним из самых влиятельных дизайнеров начала века, если бы не скончался в 1928 году от рака.

Стул 292 Hill House 1, Cassina

Возрождение интереса к наследию Чарльза Ренни Макинтоша произошло в конце 1960-х годов, когда на Венецианском кинофестивале 1968 года был показан документальный фильм Мюррея Григора «Паломничество в Глазго», посвященный в том числе и творчеству великого архитектора. Среди зрителей был Бруно дель Приоре, итальянский студент-архитектор, сделавший превосходные рисунки стульев Макинтоша. В конечном итоге коллекция этих рисунков стала выставкой в Милане и привела к соглашению компании Cassina воспроизвести классические образцы мебели Макинтоша в обмен на роялти в Школе искусств Глазго. Стулья стали бешено модными, а предметы шотландского гения вновь обрели международную известность.

Кресло 312 Willow 1, Cassina 

Стол 320 Berlino, Cassina 

Стол DS2

Обеденный стол, 1917

Мурал, посвященный Макинтошу. Глазго.

Церковь в Глазго

Интерьер Mackintosh House, первого дома Чарльза и Маргарет

Интерьер чайной комнаты, воссозданный в музее V & A Dundee 

Концентрация красоты у нас в Pinterest