• Тренды
  • Дизайн
  • Архитектура
  • Арт
  • Интерьеры
Spezial
  • Guide
  • Russian project'19
Соцсети
  • Facebook
  • Instagram
  • Telegram
  • Pinterest
  • VK
Маурицио Каттелан: золотой унитаз и откусанное мыло
Дизайн

Маурицио Каттелан: золотой унитаз и откусанное мыло

Маурицио Каттеллан (Maurizio Cattelan. р. 21.09.1960) — художник-самоучка с мировой славой. Шесть лет назад объявил о завершении карьеры после крупной ретроспективы в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. Но в 2016 году решил прервать затянувшиеся каникулы. Любимец коллекционеров и кураторов Каттелан равнодушен к настороженности критиков и снобов, которые обвиняют этого итальянца из Нью-Йорка в низкопробности цитат, в излишнем заигрывании с культурой китча и плохом вкусе. Избрав своим оружием иронию, Маурицио Каттелан сознательно эпатирует публику.

«Девятый час», или «Папа, пораженный метеоритом», 1999.
Kaputt, музей Фонда Бейелер. Базель. 2013. Посвящение лошадям, погибшим на восточном фронте. Каттелана вдохновила новелла К. Малапарте, где он описывает, как кони спасаясь от огня, прыгнули в озеро Ладога и замерзли в ледяной воде.

Восковая скульптура We. 2010.
Скульптура L.O.V.E., Милан, 2010. Мрамор.

8 мая 2016 года за 17 миллионов 189 тысяч долларов ушла с молотка восковая скульптура, изображающая Гитлера, которую Маурицио Каттелан закончил в 2001 году. 

Безудержная энергия и фантазия маэстро плюс высокие эстимейты на его работы позволяют называть Каттелана — человека, случайно попавшего на мировую арт-сцену, — крупным художником. Зачастую его работы носят откровенно политический характер, однако при подобной ангажированности Каттелан невероятно успешен. Так, знаменитая скульптура «Девятый вал» (1999 г.), изображающая папу Римского, пораженного метеоритом, в 2006 году была продана на аукционе за 3 миллиона долларов. На площади перед зданием миланской биржи стоит мраморный колосс – скульптура Маурицио Каттелана L.O.V.E. Кисть руки высотой 4,6 метра с поднятым вверх средним пальцем и отрубленными остальными высечена из белоснежного каррарского мрамора.

Реклама Viktor & Rolf и Louis Vuitton. Фото: Maurizio Cattelan и Pierpaolo Ferrari /New York Magazine

Выставка ковров SELETTI WEARS TOILETPAPER RUGS COLLECTION. Galerie Perrotin. 2016.
Chanel shoes. Фото: Maurizio Cattelan and Pierpaolo Ferrari/New York Magazine

«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор».

Маурицио Каттелан.

Каттелан работает как скульптор с 1999 года. Визитная карточка художника — восковые фигуры, выполненные в полный рост. Но не менее известен Маурицио Каттелан оригинальными выставочными проектами и пиар-акциями. «Сочетание места и произведения должно создавать короткое замыкание. Иногда имеет значение то обстоятельство, что инсталляция показана в обыденном пространстве. Будь она выставлена в музейном зале, был бы просто успех, без всякой экстремальной реакции».

Кателлан начал с безголовой фигуры лошади, словно на всем скаку врезавшейся в стену, продолжал тем, что поджигал детские коляски, вешал восковые тела малышей в миланском парке и ставил воскового Гитлера в угол на колени. Так же как Вим Дельвуа или дуэт Elmgreen & Dragset, Кателлан работает с такими чувствами, как отвращение, неприязнь, боязнь смерти или тайное желание ее.

По теме: Художник Вим Дельвуа (Wim Delvoye): от «Клоаки» до чеканных Maserati

Из серии ковров SELETTI WEARS TOILETPAPER RUGS COLLECTION. Galerie Perrotin. 2016.

В 1989 году Кателлан решил проблему кризиса идей для персональной выставки следующим образом: закрыл галерею, оставив на двери объявление «Скоро вернусь». В 1993 году художник принял приглашение участвовать в престижной Венецианской биеннале, однако свое пространство сдал агентству, рекламирующему парфюмерию.

В 2012 году в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была представлена ретроспектива «Всё» — всех проектов художника. Сам Маурицио объяснил, что прекращает заниматься искусством, чтобы избежать самоповторов. И тут же представил общественности новый проект — вместе с фотографом Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari) Каттелан запустил экспериментальный журнал TOILETPAPER («Туалетная бумага»). «В начале нашего пути нас привлекала идея TOILETPAPER как бренда, который стал бы применим для разнообразных обыденных вещей: тарелок, кружек и скатертей, а также для журналов и книг. Пьерпаоло и я, как безумные ученые: все, что нас окружает, должно быть заражено «вирусом TP», мы не останавливаемся на достигнутом и анализируем результаты, поэтому TOILETPAPER может стать не просто фотографией, а особым СТИЛЕМ», — считал Маурицио.

Из серии фотографий TOILETPAPER. Маурицио Каттелан и Пьерпаоло Феррари.
Из серии фотографий TOILETPAPER. Маурицио Каттелан и Пьерпаоло Феррари.
Из серии фотографий TOILETPAPER. Маурицио Каттелан и Пьерпаоло Феррари.
Из серии фотографий TOILETPAPER. Маурицио Каттелан и Пьерпаоло Феррари.
Из серии фотографий TOILETPAPER. Маурицио Каттелан и Пьерпаоло Феррари.

Итальянская компания Gufram в 2014 году создала лимитированные серии его произведений: пуфа в виде откусанного куска мыла, табурета в виде могильной доски и вешалки. Художник выполнил ремейк легендарной вешалки-кактуса 1977 года, дополнив фаллический объект двумя белоснежными пуфами в форме куриных яиц. 

По теме: MILAN DESIGN WEEK 2016: Paul Smith+Gufram=Cactus

Табурет-пуф The End. Gufram. 2014.

Вешалка Cactus. Ремейк. Gufram. 2014.
Пуф Soap. Gufram. 2014.
Сувенирная версия скульптуры L.O.V.E.
Cерия эмалированной посуды для Seletti.

Cерия эмалированной посуды для Seletti.

Серия настольных зеркал для Seletti.

Среди давних друзей Каттелана можно назвать и Стефано Селетти, чья компания Seletti выпустила эмалированные миски и кружки, украшенные фотографиями главных творческих удач Маурицио и его напарника Пьерпаоло Феррари: от жабы в бургере до «отрубленных» женских пальчиков. Кроме эмалированной посуды, в коллекцию вошел еще текстиль (скатерть, полотенца), зеркала и другие предметы сувенирного характера. 

Скульптура для музея МОМА в Нью-Йорке, 2016.

«Репродуктор жестокой действительности», в 2016 году маэстро успел показать выставку ковров в модной парижской Galerie Perrotin, организовать выставку «Туалетная бумага» в Galeries Lafayette, заявить о выпуске унитаза из 18-каратного золота и создать «cпагетти-кар» на основе серийной модели BMW — машины с изображением спагетти в томатном соусе, которую торжественно уничтожили после окончания фестиваля Arles 2016. По словам Каттелана, итальянца, работающего в США, «спагетти-кар» — это результат бесплодных попыток найти хороший соус для спагетти на протяжении сорока лет.

Но, пожалуй, главный успех 2016 года — это рекордная продажа произведения Him («Он») на торгах Christie's в Нью-Йорке 8 мая 2016 года. За 17 189 000 долларов ушла с молотка восковая скульптура, изображающая Гитлера, которую Маурицио Каттелан закончил в 2001 году. 

«Для меня хороший вкус — как и вообще вкус — это забота мороженщика. Искусство пусто и прозрачно. Я никогда не сделал ничего более провокативного и жестокого, чем то, что я вижу каждый день вокруг. Я — всего лишь губка. Или репродуктор.»
 

За всей нарочитой провокативностью, юмором и выходками на грани фола, стоит нечто большее, чем желание задеть или позабавить публику. Маурицио Каттелан исследует вопросы смерти, бренности и тщеты бытия, выступает с критикой общества потребления и его повседневных клише. А подобные проблемы мало кому покажутся смешными.

Маурицио Каттеллан стал идейным вдохновителем рекламной кампании и осенне-зимней коллекции 2013 года бренда Kenzo.

Рекламная кампания осенне-зимней коллекции Kenzo. 2013.

Рекламная кампания осенне-зимней коллекции Kenzo. 2013.
Рекламная кампания осенне-зимней коллекции Kenzo. 2013.

Автор:
Интерьер+Дизайн
Фото:
предоставлены пресс-службами компаний
Поделиться:
FB TW OK
#BMW
#Нью-Йорк
#биеннале
#Gufram
#художник
#MoMA
#современное искусство (contemporary art)
#ковры
#Seletti
#Galerie Perrotin
#Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan)
#унитаз
#Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari)
#Имя
#BMW
#Нью-Йорк
#биеннале
#Gufram
#художник
#MoMA
#современное искусство (contemporary art)
#ковры
#Seletti
#Galerie Perrotin
#Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan)
#унитаз
#Пьерпаоло Феррари (Pierpaolo Ferrari)
#Имя
читайте также
Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) в Palazzo Strozzi
Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) в Palazzo Strozzi

Арт

Рене Магритт: загадочный и непредсказумый
Рене Магритт: загадочный и непредсказумый

Арт

Джефф Кунс — самый дорогой американский художник о деньгах и карьере
Джефф Кунс — самый дорогой американский художник о деньгах и карьере

Разговор

Далее

Дизайн
Дому и саду Триши Гилд в Умбрии посвятили книгу
Guide

+

Russian project'19

+

Guide

+

Russian project'19

+