Маттиа Бонетти: мастер art & design

Маттиа Бонетти: мастер art & design

Маттиа Бонетти (Mattia Bonetti, р. 2.05.1952) — европеец, дизайнер с тридцатилетней карьерой. Покупатели его столов, консолей и шкафов —  крупные коллекционеры современного искусства. Он один из тех мастеров, в  творчестве которых арт и дизайн сошлись на одной территории и живут по одним правилам.

По теме: Fredrikson Stallard: наша миссия будить эмоции

Именно поэтому его причудливые столы отлично соседствуют с работами Джеффа Кунса и полотнами Кита Харинга. Сегодня поклонники творчества Маттиа Бонетти увлеченно изучают посвященный его творчеству увесистый двухтомник, который вышел в издательстве Editions Louvre Victoire. Фундаментальный труд о перепитиях его жизни и шедеврах написали два признаных эксперта, знаток коллекционного дизайна Жаклин дю Паскье и специалист по декоративно-прикладному искусству ХХ века, галерист Жан-Жак Ваттель.

Маттиа Бонетти работы фотоКонсоль Depth. В сложной форме сочетаются бусы, цветочки, гвозди, цепи, ветки. Образ сложносочиненный и невероятно веселый, в том числе благодаря зеленому цвету и язвам-лакунам, покрывающим главный элемент.

Маттиа Бонетти родился в Лугано (Швейцария) в семье антиквара. Получил художественное образование. Начинал как художник по тканям, увлекался фотографией. С 1980-го по 2002-й выступал в тандеме с талантливым дизайнером Элизабет Гаруст. Вместе с ней декорировали интерьеры, проектировали мебель в стиле необарокко. 

Маттиа Бонетти работы фотоКресло Elle&Lui, 2018. David Gill Gallery.

Логотип Сhristian Lacroix, флаконы парфюма Nina Ricci, бутылки Paul Ricard с солнцем — все сделано дуэтом Garouste & Bonetti. Неслучайно, говоря о 1980-х годах, историки дизайна среди ключевых явлений упоминают три: группу Memphis, Филиппа Старка и фантазийное творчество Garouste & Bonetti. Дизайнеры продавали свои произведения в галереях, а также получали интересные интерьерные заказы. Именно они оформили дом модельера Кристиана Лакруа, с которым познакомились весной 1987 года.

Маттиа Бонетти работы фотоОбеденный стол Atlantis. Бронза, мрамор.

«Он показал нам, что любил, — вспоминает Маттиа Бонетти. — Лакруа говорил о Провансе, где он вырос, о стиле барокко, о корриде, об искусстве Ислама, об Испании». Все слова, произнесенные кутюрье, своеобразно преломились в воображении дизайнеров, так что в результате их работы над домом возник абсолютно головокружительный микс из стиля рококо с будуарным шиком XIX века, стулья XVIII, обитые малиновыми, сиреневым, оранжевыми и синими тканями, мебель с коваными ножками в виде замысловатых арабесок и основания столов в виде зубочисток. Но Лакруа был в восторге. 

Маттиа Бонетти работы фотоСтол Nouveau Riche. Сталь, никелированный алюминий, бронза, лак.

Примерно в то же время Гаруст и Бонетти начали косметический ремонт в замке Буагелу, в 63 км от Парижа, в котором в 1930-е годы работал Пикассо. Заказчиком ремонта выступил внук знаменитого художника Бернар Пикассо. Дизайн, который придумал Матттиа Бонетти, был вдохновлен кубистическим периодом мастера.

Маттиа Бонетти работы фотоЗеркало Brisee в раме, диз. М. Бонетти. Сталь, алюминий, латунь.
Маттиа Бонетти мебель фотоКомод Polyhedral. Нержавеющая сталь, лак, дерево.

Еще одним именитым заказчиком профи оказалась графиня Глория фон Турн унд Таксис. Она пригласила Элизабет Гаруст и Маттиа Бонетти переделать свою частную квартиру в Регенсбурге. Маттиа решил выяснить вкусы клиентки и спросил, какие она любит цветы. «Подсолнухи», — ответила графиня. И  это определило появление гостиной с фиолетовым диваном, купающимся в ярко-желтых подсолнухах, работы Парижского дома вышивки Франсуа Лесажа. «Лампы выглядели, как гигантские розовые презервативы, и все мои друзья высмеяли меня! Но я всегда хотела жить бок о бок с современным дизайном и современным искусством», — вспоминает графиня фон Турн унд Таксис о книге, посвященной Маттиа Бонетти...

Маттиа Бонетти мебель фотоСтол Abyss. Никелированный алюминий, бронза, тонированный лак.

Потом профессиональные пути Гаруст и Бонетти разошлись. Сегодня Маттиа работает один, создает только лимитированные серии. Все сотворенное мэтром продается в Лондоне (David Gill Gallery) и Нью-Йорке (Paul Kasmin), а многие объекты уже входят в собрания Музея Виктории и Альберта, Центра Жоржа Помпиду и Музея Гуггенхайма.

Маттиа Бонетти мебель фотоСтол Abyss. Никелированный алюминий, бронза, тонированный лак.

«Я индивидуалист и всегда им был, — говорит дизайнер. — Массовость мне претит — и в жизни, и в работе. Поэтому не люблю путешествовать. До кризиса повсюду были толпы народа, куда ни кинь взгляд — одно и то же, все мегаполисы превратились в один сплошной магазин duty free. Я вижу смысл в том, чтобы делеть вещи в единственном экземпляре или малыми сериями. В мире тотальной мультипликации и серийности любой предмет, созданный в единственном экземпляре, обладает иной ценностью.

Маттиа Бонетти работы фотоДворец на Мальте. Традиционные мальтийские балконы прорезают стены высотой почти 9 метров. Консоль, кресла, светильники дизайна Маттиа Бонетти. Диван Фрэнсиса Султаны в ткани Dedar.

Стараюсь, чтобы в моих вещах все было уникально: замысел, выбор материалов, способ производства... Серийные вещи, как правило, делают из одного материала, максимум двух. У меня эта цифра доходит до 4–5.  Мне нравится разнообразие, люблю сочетать плексиглас, дерево, металл. Все материалы по-разному держат форму. Полимеры, конечно, универсальны: самая замысловатая идея с ними становится реальностью. 

Маттиа Бонетти работы фото Рид и Дельфина Кракофф наполнили особняк на Манхэттене дорогим искусством и коллекционным дизайном. Прихожая. На стене живописная работа А. Либермана. Консоль и стулья, диз. Э. Гаруст и М. Бонетти. Овцы — произведение Ф.-К. Лаланна.

Кризисы бывали и раньше, длились лет по 8–10. Но они не выбивали меня из колеи, я просто жил день за днем и работал. Конечно, к хорошему быстро привыкаешь. Перед кризисом шампанское лилось рекой, сегодня я снова перешел на красное и нисколько об этом не жалею. Пугает другое: множество бездомных на улицах Парижа. Видеть их больно, ведь корпорации и банки до сих пор зарабатывают миллионы. Лет двадцать назад подлинники Ле Корбюзье или Эйлин Грей покупали у антикваров. ­Вещей было немного. Теперь на рынке полно реплик, повторений, «ворованного» дизайна. По-моему, это тоска смертная. Лучше вложить деньги в новые имена, в перспективных ­начинающих дизайнеров. Этим занимаются галереи, а не сетевые магазины».  

Маттиа Бонетти фотоМаттиа Бонетти на кресле с коваными ручками.
Маттиа Бонетти работы фотоДиван Cut Out, отделка из цветной кожи.
Маттиа Бонетти работы фотоТоршер Metropolis. Патинированный и лакированный алюминий. David Gill Gallery.
Маттиа Бонетти работы фото Пара настольных светильников Venetian. David Gill Gallery.