Советский дизайн в Нью-Йорке: 10 предметов

Московский музей дизайна и Zimmerli Art Museum (США) подготовили совместную выставку, в которой искусство российских художников-нонкнформистов соседствует с предметами советского дизайна 1950-1980-х годов.


По теме: Выставка советского дизайна в США

Организаторы проекта: Юлия Туловская, Zimmerli Art Museum, и Александра Санькова, Московский музей дизайна, исследуют культурный пласт и заново открывают советский дизайн, практически неизвестный, хотя в эпоху он процветал наряду с нонконформистским искусством.

Александра Санькова выбрала для нас 10 экспонатов из американской выставки.

Портативный транзистор ВЭФ-201 , 1970-е. Изготовлено заводом ВЭФ. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Вазы, СССР, 1960-е. Разработаны Художественным фондом СССР. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Пылесос «Чайка», 1950-е . Изготовлен Машиностроительным заводом «Коммунар». В 1952 году СССР начал массовое производство вакуумных приборов, самая ранняя модель из которых была основана на модели Electrolux 1930-го года. Первый пылесос «Чайка» был вдохновлен дизайном голландского бренда Erres (известный как  Eatonia в Канаде и США, и Remoco в Великобритании). Завод «Коммунар» специализировался на производстве авиационного оборудования. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection
Кресло, 1960-е. Журнальный столик, после 1965. Дизайн В. Захарова, А. Шилина, Ю. Окулова, А. Белова. Изготовлено Шатурским мебельным комбинатом. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Транзисторный радиоприемник Spidola. 1960-1962. Р азработан Адольфом Ирбитисом, изготовлен заводом ВЭФ. Название «Спидола» — в честь прекрасной ведьмы из латышского эпоса. Своим компактным размером, трапециевидной формой и стильной ручкой, радиоприемник напоминал клатч. «Спидола» была способна принимать пять коротковолновых каналов, обеспечивающих доступ к запрещенным радиостанциям. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Электробритва «Харьков», 1966. Изготовлена Харьковским заводом электрооборудования.Коллекция Московского музея дизайна. © Московский музей дизайна коллекции.
Табурет, 1960-е. Спроектирован и изготовлен Всесоюзным мебельным институтом. Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Электрическйи самовар «Спутник», 1960-е. Cпроектирован Константином Собакиным. Рассказывает автор: «Суксунский завод поручил мне спроектировать самовар, но необычный — в форме конуса или цилиндра — они хотели, чтобы я изобрел новую форму. И это было время, когда советские космонавты начали летать, поэтому я подумала, почему бы не сделать так, чтобы это выглядело первым спутником». Коллекция Московского музея дизайна. © Moscow design museum collection.
Портативный телевизор Electronica VL100 , 1970-е. Производство этого телевизора началось в 1969 году на заводе в Ленинграде. Модель была выпущена к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина. «VL100» расшифровывается как «Владимир Ленин, 100 лет». Комплект предназначен для приема 12 стандартных телевизионных каналов. Он был доступен в красном или синем цвете .Коллекция Московского музея дизайна.© Moscow design museum collection.
Эмалированный бидон с эмблемой Всемирного фестиваля молодежи и студентов, 1985. Бидоны использовались в СССР для напитков, которые продавались в разлив. С 27 июля по 3 августа 1985 года в фестивале приняли участие 26 000 человек из157 стран. Лозунг был «За антиимпериалистическую солидарность, Мир и дружбу». Перед началом фестиваля были выпущены плакаты, почтовые марки и памятные монеты. Эмблема фестиваля — Вячеслав Ермаков. Коллекция Московского музея дизайна.© Moscow design museum collection.

• Everyday Soviet: Soviet Industrial Design and Nonconformist Art (1959-1989), Музей Зиммерли, США, 8 февраля –17 мая 2020.