Тренды 2021/2022: Lo-Fi — высокое ремесло, маскирующееся под высокие технологии

18 августа 2021 г.

Вещи, выполненные большей частью вручную, но которые при этом выглядят, как полностью напечатанные на 3D-принтере или вышедшие из ультра-современных станков с новым уровнем обработки материалов — новый тренд. Ремесленники ищут новые формы соответствовать технологическому языку нового тысячелетия. Часто им удается сделать это утонченнее, чем самым мощным машинам. Разбираемся, какими именно ухищрениями дизайнеры обманывают наше восприятие.


По теме: Фил Каттанс: вазы, которые не напечатаны на принтере

Матиас Бенгтссон

Техника, которая помогла датчанину с первой же работой попасть в галерейное пространство мирового уровня — это вручную соединенные тонкие (3 мм) слои глины. Кресло Slice состоит из будто бы выполненных на 3D-принтере десятков слоев, созданных лазером при помощи специальной компьютерной программы. Первое кресло из склеенных глиняных слоев было создано в 1998 году, позднее появились версии из дерева.

тренды 2021 фото
Кресло Slice Матиаса Бенгтссона
Тренды 2020/2021 фото
Кресло Slice Матиаса Бенгтссона

Фил Каттанс

Лондонский дизайнер Фил Каттанс (Phil Cuttance) работает с особой технике, используя джемсонит — композитного материала на водной основе со свойствами бетона. Из него он делает вазы и различные аксессуары, различные поверхности. Формуются все вещи вручную. Иногда для них дизайнер использует силиконовые формы, иногда обрабатывает вручную на специальном станке. Конечный результат изумляет: поверить, что при их создании не используется 3D-печать и ЧПУ, довольно сложно. «Я заинтересован в создании объектов, чья форма, часто детализированная и визуально сложная, противоречит ручным, lo-fi-процессам, с помощью которых они создаются», — пояснил дизайнер. Для создания ваз из серии Faceture Фил использует лист пластика с нанесенными делениями на теругольники, потом вручную складывает форму, куда будет залита глина — и после этого вручную дорабатывает все неровности до идеальной поверхности.

тренды 2021 фото
Фил Каттанс, декоративные объекты из серии Herringbone
Тренды 2020/2021 фото
Фил Каттанс, вазы из серии Herringbone
Тренды дизайна фото
Фил Каттанс, вазы из серии Herringbone
Тренды 2020/2021 фото
Фил Каттанс, вазы из серии Faceture

Сидни Хаттер

Дизайнер Сидни Хаттер работает со стеклом в особой технике: пласты цветного стекла соединяются друг с другом, создавая эффект 3D-принтинга. Хаттер работает в так называемой технике «холодного стекла». На создание объекта, выполненного таким способом, уходит огромное количество времени. Вазы нефункциональны: они не предназначены для того, чтобы в них стояли цветы. «В моих вазах вместо цветов — свет и цвет. Цветное отражение — одна из важнейших составляющих моих работ. Сейчас я увлечен соединением стекла и светодиодного света, это дает возможность буквально оживить предметы». Хаттер по-прежнему работает в своей мастерской, открытой еще в 1980 году, и надеется найти еще много новых эффектов. Цветные уникаты Хаттера представляет Chesterfield Gallery.


По теме: Радужное стекло Сидни Хаттера

тренды дизайна 2021 фото
Сидни Хаттер, ваза Solid Vase Form #37, 1998

Тренды 2020/2021 фото
Сидни Хаттер, ваза Solid Vase Form #37, 1998

Расмус Фенханн

Скамья Sakyu Расмуса Фенханна (Rasmus Fenhann), одного из самых талантливых датских дизайнеров, создана из фрагментов цельной орегонской сосны, склеенных между собой. Трехмерный рисунок на поверхности был создан с помощью фрезерного станка с ЧПУ, однако вся остальная флифовка производилась вручную японскими строгальным станками и профилированными скребками. Ножки изготовлены из двух клиновидных кусочков орегонской сосны, соединенных креплением «ласточкин хвост» (использовалось ореховое дерево). Финальная стадия: шлифовка поверхности и обработка щелочным мылом. «Сакью» (Sakyu) по-японски означает «песчаная дюна». Волнообразный рисунок основан на синусоидальных кривых, которые можно рассчитать математически. Этот образец создает интересную игру света и тени и напоминает волны на песчаном пляже. Трехмерный рисунок также обеспечивает интересные тактильные ощущения, а мягкие изгибы делают сиденье из соснового дерева приятным в использовании. Название на японском языке отражает важную роль японского мастерства и культуры как источника вдохновения в работе Фенханна. Дизайнер предпочитает медитативные процессы в обработке поверхности — только так, по его мнению, можно передать и тактильность материалов.

Тренды дизайна фото
Скамья Sakyu Расмуса Фенханна
Тренды 2020/2021 фото
Скамья Sakyu Расмуса Фенханна

Братья Верховен

Голландский дуэт братьев-близнецов Verhoeven Twins известен своими экспериментами в области lo-fi. Самый яркий пример — их Cinderella Table, созданный в 2005 году. Стол выпущен лимитированной серией в 20 экземпляров. Сначала в компьютерной программе был создан силуэт стола. Потом его вручную склеивали из 741 слоев обработанной станками фанеры и шлифовали. Все детали были подогнаны друг к другу так точно, что возникало полное ощущение, что дерево стало «жидким» или способно драпироваться, как ткань. Источником вдохновения для этого стола послужили барочные комоды. Cтол вошел во все сборники передового дизайна как идеальный пример технокрафта, поскольку наряду с ремесленной практикой братья использовали и особые станки, чтобы добиться «эффекта ткани» в дереве.

Тренды дизайна фото
Cinderella Table, созданный Verhoeven Twins в 2005 году

Петра Дальстрем

Приемы lo-fi использует и Петра Дальстрем (Petra Dalström) в своих фарфоровых панно Carbon Black. Белые, отлитые вручную фарфоровые листы со следами сажи, похожие на цифровой рисунок — это работа датчанки Петры Дальстрем. Дизайнер под определенным углом удерживала фарфор над пламенем от свечи: таким образом на поверхности остались черные полосы. Обработка краев тоже производилась особым способом: мокрая глина вытягивается в листы толщиной 8 мм, а край формируется путем вырезания и соскабливания. Некоторые фрагменты края повторно увлажняются и вытягиваются в тонкие бахромчатые выступы. Скульптурные листы сушатся под снова давлением, чтобы предотвратить растрескивание. Затем их обжигают при температуре 1260 С, раскладывая в большой промышленной печи на острове Борнхольм. И после обжига каждый лист удерживается над пламенем от свечи. Проект «Углеродная сажа» возникла в результате исследования дизайнера расследования того, что происходит, если огонь и тепло рассматриваются как скульптурный материал. В процессе, напоминающем фотографию, сажа прилипает к фарфору, оставляя отпечаток пламени - живого и неконтролируемого.

Тренды дизайна фото
Фарфоровые панно Carbon Black Петры Дальстрем
Тренды 2020/2021 фото
Фарфоровые панно Carbon Black Петры Дальстрем

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит