Йорис Ларман: мир, напечатанный на принтере

Йорис Ларман: мир, напечатанный на принтере

Дизайнер, идеолог супертехнологичного дизайна Йорис Ларман дарит нам мир, напечатанный на 3D-принтере, и знает, что мы стоим на пороге больших изменений. Его персональная выставка с успехом прошла в Национальном музее дизайна Cooper Hewitt в Нью-Йорке, металлический мост, напечатанный на принтере, стал хитом Dutch Design Week 2018. Своими идеями он поделился с ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН.

Большой транзит Мы живем в прекрасное время. Сегодня обычные люди обладают большим доступом к информации, чем раньше обладали мировые политические лидеры и нобелевские лауреаты. Я — дитя этого переходного периода: одной ногой стою в индустриальной эре, другой — в цифровой. И кто знает, возможно, успею поработать и в области биотехнологий, это невероятно интересная территория, на которой мы все делаем первые шаги. Технологии сегодня развиваются с фантастической скоростью, быстрее, чем когда-либо. Cкорость процесса волнует воображение, пугает и вдохновляет одновременно. Будут ли роботы через десять лет выполнять всю нашу работу? Или развитие цифровой печати приведет к тому, что общество снова поставит во главу угла ручной труд, ремесло и станет восхищаться тем, как искусно сделана вещь? В любом случае мы накануне больших трансформаций. Головокружительное развитие технологий и возможности, которые они нам дарят, все это в центре внимания нашей лаборатории (Joris Laarman Lab). Очень легко потеряться в технике и забыть о том, что мы биологические существа с лимбической системой, которой уже миллионы лет. Для меня критически важно соединять технологии с базовыми человеческими эмоциями. Мы используем технологии для того, чтобы создавать красивые, декоративные вещи, украшенные орнаментом, например. Или функциональные, которые созданы для удовлетворения человеческих потребностей. Все наши проекты, как правило, тянут как антенны в разные стороны. У нас всегда есть рациональный аргумент, объясняющий, почему вещь выглядит именно так, как она выглядит.

Йорис Ларман, Gradient Lounge, 2014.

Ритвельд и Леонардо История полна сюжетов, благодаря которым мы чувствуем объем и многозначность времени, в котором живем. Леонардо да Винчи притягивает меня как магнит. Меня восхищает его способность анализировать, понимать суть вещей и пользоваться своим сокровенным знанием. Разнообразие его проектов поражает воображение. Что касается дизайна, я все чаще смотрю на пионеров модернизма, которые думали и проектировали 100 лет назад. Например, на Ритвельда. Но мне бы не хотелось впадать в ностальгию. Скорее интересно находить параллели с нынешним временем. Модернисты были вдохновлены промышленным производством, они ценили и меняли эстетику дизайна. Мы привыкли сидеть на мебели из гнутых стальных трубок, базовые цвета в мебели и бытовых предметах стали обычным делом (что было совершенно немыслимо еще до Первой мировой войны). Сегодня новая эпоха всеобщего цифрового принтинга вещей сильно сдвигает наше восприятие дизайна и подталкивает к исследованию бесконечных возможностей цифровой индустрии. И точно так же, как это было в первые годы модернизма, вся система представлений меняется кардинально и драматично. Все будет по-другому — то, как вещи придумываются, проектируются, производятся, выводятся на рынок, продаются, распространяются и даже, как перерабатываются, — все поменяется и окажет влияние на общество на всех уровнях.

Йорис Ларман, MX3D bridge.

«Я одной ногой стою в индустриальной эре, другой — в цифровой, и кто знает, возможно, я успею поработать и в области биотехнологий». 

Волшебный доступ Стараюсь не мыслить шаблонно и видеть проекты масштабно. Развиваю в себе панорамное восприятие, учусь воспринимать мир, людей и в прошлом, и в будущем, как большую картину. Мне очень помогла одна хронологическая схема, которую я увидел, когда мне было 12. Я начал отмечать в дневнике, что делаю, что чувствую, и составлять события в виде графика. Мне кажется, я всегда интересовался прогрессом. Сейчас мы подключаемся к огромным данным в реальном времени: можем
в один клик покупать многомиллионные акции или получать информацию об изменениях климата, через Интернет организуем личное счастье или узнаем все о макроэкономике. Мы мысленно то возвращаемся к Большому взрыву, то устремляемся далеко в будущее. Эти возможности по-настоящему вдохновляют.

Ночные труженики Как выглядит мой рабочий день? Это сильно зависит от проекта. Могу работать день и ночь, проводя совещания и находясь в мастерской, но есть моменты, когда я действительно трачу время, чтобы остановиться и подумать. Как раз сейчас у меня такой период. Мы только что закончили некоторые довольно крупные проекты, такие как наш мост, и передвижную персональную выставку. Сейчас обдумываю покупку участка земли для 26 семей, где мы планируем жить и работать. Сегодня понедельник, а по понедельникам мы пытаемся начинать неделю в расслабленном ритме. Готовим детей (у нас их трое) к школе. Потом вместе с Анитой, моей женой и соучредителем LAB и MX3D, отправляемся в спортзал, там тренируемся в течение часа, потом ланч и — за работу. Обычно я начинаю с того, что ищу вдохновение онлайн и делаю наброски. После обеда отвечаю на мейлы и работаю над списком дел. С шести до восьми вечера — «детское время». Потом снова работа: мы часто работаем по ночам.  


Йорис Ларман, MX3D bridge. Создан роботами с использованием технологии 3D печати. награды голландского дизайна 2018. Dutch Design Awards 2018.

Саундтреки и бургеры Мне нравится жить в Амстердаме, а вот приезжать на пару недель хорошо в Лос-Анджелес. Среди самых сильных впечатлений последнего времени — гиперреалистические скульптуры Рона Муека в Национальной галерее в Мельбурне — фантастическое зрелище. Когда я работаю, то обычно слушаю саундтреки к фильмам, но иногда мы выбираемся послушать музыку в клуб. Мое любимое блюдо — вегетарианские бургеры голландской фирмы The Vegetarian Butcher и пиво IPA, которое варят в амстердамской пивоварне Brouwerij 't IJ.

Новый быт Думаю, что люди жаждут новой формы подлинности. Лично я ощущаю свои основные человеческие потребности сильнее с тех пор, как у нас появились дети. Странно то, что в нашей рабочей среде мы готовы совершить гигантские скачки вперед с точки зрения технологии и эстетики. Но в нашей домашней обстановке люди — скорее элементы натюрморта в подлинном традиционном пространстве.

Йорис Ларман в своей мастерской. Joris Laarman Lab была создана в 2004 году совместно с Анитой Стар (Anita Star).

Я думаю, интересно посмотреть, как наша домашняя жизнь изменится в будущем. Интернет вещей (хотя часто он всплывает в глупых гаджетах) реален. Постепенно наше окружение будет восприниматься живым, все станет интерактивным. Возможно, мы все больше и больше хотим жить в «естественной» человеческой среде, но с преимуществами, которые нам дают новые технологии. Все чаще я представляю, каким я буду через 50 лет, каким будет мир. Что надо сделать сейчас, чтобы результат нас не разочаровал. Создание этого будущего мира и советы, которые я мысленно даю себе из будущего, — вот что меня держит в тонусе. Люди будут жить больше в реальных сообществах, чем виртуальных. Во всяком случае мы сменим несколько типов жизни, по мере того, как будем стареть. Для каждой фазы жизни человеческие потребности сильно отличаются. Социальные сети отлично подходят для большой группы людей, но в маленьком сообществе, в семье, в мастерской, нам всегда понадобятся подлинные, физически и эмоционально разнообразные связи.

Йорис Ларман, MX3D bridge.
Йорис Ларман, MX3D bridge.

Инкубировать идею Что в планах? Дальнейшее развитие нашего собственного визуального языка и этики. Это главное. Кроме того, в последнее время мы инкубировали концепции, которые растут теперь независимо от нас: живут отдельно от LAB. Примерами являются MX3D, Bits & Parts. Хотя Лаборатория продолжает фокусироваться на разработке идей, я с большим удовлетворением вижу, что наша работа не обязательно является конечным продуктом. Новая энергия, создаваемая новыми предприятиями, тоже важна, нам она нравится, готовы вкладывать
в нее наше время и силы.  Что меня раздражает? Краткосрочное мышление. Нам нужно активно инвестировать в более естественный мир, который строится на длительный срок, если мы не хотим, чтобы он разлагался. Нам  нужно избавиться от краткосрочного мышления и снова начать производить и строить прекрасные вещи, которыми люди смогут наслаждаться через 1000 лет.