Ксавье Люст: легкость и движение

Фото: Diego Franssens

Бельгийский дизайнер Ксавье Люста (Xavier Lust, р. 27.08.1969) описывает свой метод как эмоциональное уравнение из четырех компонентов: функциональность, красота, технологии и культура.  

Люст часто подчеркивает, что природа — его основной источник вдохновения (он также увлечен микро-молекулярной биологией). Дизайнер изобрел особый метод обработки металла и стекла, для которого характерны плавные линии и «нерукотворность».

Консоль Bijou, 2019

«Я работаю всегда, везде, безостановочно, поскольку идеи могут приходить в любой момент, случайно, не по расписанию. Мой самый любимый момент в работе — из плоского листа металла начать складывать особую, выразительную форму». 

Фарфоровая ваза и светильник Arums. Предмет выполнен вручную из неглазурованного фарфора (бисквита) в студии Studio Pieter Stockmans. Фото: Nicolas Schimp

Ему было 19 лет, когда он решил изучать интерьерный и промышленный дизайн. После окончания брюссельского Institut Saint-Luc в 1992 году он открыл свою студию. Эксперименты с металлом начал еще будучи студентом с поиска нового формального языка и метода производства. Ему удалось добиться тонкого синтеза, в котором поэтическое и техническое достигли совершенного баланса. 

Скульптурная лестница из металла в галерее Galila's P.O.C. (Personal Obsession Collection, Брюссель.

«Заниматься дизайном в 90-е годы означало только один способ: делать все самому. От производства до дистрибуции. У подавляющего числа дизайнеров, с кем я познакомился в то время, были мастерские. Они создавали все вещи собственными руками. И мой опыт повторял общепринятый в то время. Это была вполне естественная ситуация с дизайном, особенно в Бельгии.

Стул Cone, 2011-2014.

Бельгия — не южная страна, но и не северная. Мы находимся на перекрестке — географическом, и культурном.  Думаю, у нас есть то особенное «интернациональное» восприятие. Но сейчас я вполне могу сказать, что Италия стала моим вторым домом».    

Стул Lust, MDF Italia.

В 2000 году Ксавье начал проектировать для MDF Italia. Это сотрудничество стало ключевым в его карьере: для этой компании он создал вещи, отмеченные специальным призом Compasso d'Oro (стол La Grande).  Однако одним из самых революционных объектов для этой компании стал стул Lust Chair.   

Скамья Le Banc, MDF Italia.

«Стул для MDF Italia, который по аналогии со стулом Пантона назвали Lust Chair — это небольшая техническая революция, поскольку он сделан из нового материала под названием Dulver. Это материал, по свойствам напоминающий кориан, то есть относящийся к категории искусственного камня, но только в два раза легче. И мы впервые применили его для создания стульев. Стул весит около 6 кг, и это очень важно, поскольку его необходимо передвигать и делать это с легкостью».

Подсвечники Turner, Driade.

В списке фабрик, для которых он проектирует — Driade, De Padova, Fiam, Extremis, Nodus. Его лимитированные серии представляют лучшие галереи: Carpenters Workshop Gallery, парижская Galerie du Passage, миланская Nilufar, Ralph Pucci (в Нью-Йорке, Майами и Лос Анджелесе).

Столик Picnik (дизайн совместно с Дирком Винантсом), Extremis.
Стол Confluence, Pianca, 2014.

«Арт-дизайн, возможно, является противоположностью достижениям итальянцев в дизайне. Итальянские фабрики достигли небывалых успехов в пропаганде массового промышленного дизайна — и в этом им нет равных. Мне, возможно, сейчас более близок парижский путь: он основан на редкости вещи, ее уникальности.

Консоль Continents, сатинированная латунь, лимитированная серия (8+4AP), 2014.
Столик и табурет Continent, лимитированная серия 12 (8+4 AP).

Вещи создаются лимитированными сериями и предназначены в первую очередь для коллекционеров. В случае с арт-дизайном у вас появляется та самая необходимая свобода, которую сложно представить в других направлениях дизайна. Меняется и экономика вещи: она становится ближе к искусству и уникатам. Очень важно иметь сеть галерей, которые будут заниматься дистрибуцией».  

Оформленная предметами по дизайну Ксавье Люста терраса на крыше офисного здания в Regent Park. Мебель: диваны Flow для Indera, стол La Grande Table и скамья Le Banc для MDF Italia.

Сейчас бюро Studio Xavier Lust занимается проектами сразу по четырем направлениям: выпуск мебели и аксессуаров в сфере промышленного дизайна, лимитированные серии и объекты для арт-галерей, интерьерный дизайн и архитектура, а также проекты для общественных пространств и уличная мебель.  

Скульптура Reflecteur, ковер Apparences, Nodus. 2019.
Консоль и сиденье Oudjat, лимитированная серия (8+4AP), 2014-2015.
Табурет и стул Archiduchaise, фото: Serge Anton.
Стол S, лимитированная серия (8+4 AP), 2014.

Люст также является одним из немногих, кто активно влияет на изменение городского ландшафта. В 2011 году он выиграл конкурс на создание автобусных остановок Брюсселя: сейчас более 2000 его остановок стоят по всему городу. Дизайнер подчеркивает, что это совершенно иной тип сотрудничества, поскольку проект проходит множество этапов по согласованию. «Брюссель теперь по-настоящему «мой» город», шутит Люст.

Городская остановка, разработанная для Брюсселя, 2011.
Стол Gold Graph, лимитированная серия (8+4 AP), 2014.

«Для меня самое интересное — прийти к сути вещи, а также с предельным вниманием и уважением относиться ко всем конструкциям, созданным природой. И, самое главное для меня, и правильное определение дизайна — создать структуру, в которой использовано наименьшее количество «соревнующихся», противоречивых материалов. Мне кажется, что этот эффектный принцип, найденный в природе, в конце концов и есть суть дизайна».

Креденца Meuble d'Appui, лимитированная серия (8+4 AP), 2014.
Фарфоровая ваза и светильник Arums. Фото: Nicolas Schimp