Мартино Гампер: дизайнер для музеев

Мартино Гампер: дизайнер для музеев

Итальянец Мартино Гампер (Martino Gamper, р. 1971) ищет в предметах культурные смыслы и только потом вспоминает об их функциях. Гампер, любимый ученик Микеланджело Пистолетто — герой более 20 музейных проектов, участник европейской биеннале современного искусства Manifesta 7. Проектирует мебель, свет, аксессуары, интерьеры, витрины бутиков и выставочные павильоны. Cегодня живет в Лондоне.

По теме: Screenshot: Мартино Гампер и Бриджит Нидермайер для Dedar

Мартино Гампер верит в свою исключительность. Кто еще, не моргнув глазом, может назвать проекты «Мартино с Карло Молино» или «Мартино с Джо Понти»? Кого еще среди первых позовут курировать выставку в Serpentine Sackler Gallery? В ком музейщики из разных частeй света безошибочно чувствуют дизайнера, способного увлечь публику?

Оформление витрин бутика Prada в Милане стало новой ступенью в карьере Гампера. Специалисты отметили интересную работу дизайнера с перспективой.

Мартино родился на Севере Италии в городе Меране, знаменитом тем, что в нем жили писатель Франц Кафка и поэт Эзра Паунд. Cначала обучался у краснодеревщика, потом в венской Академии художеств готовился стать скульптором под руководством лидера движения арте повера Микеланджело Пистолетто. Завершил образование в Королевском колледже искусств у Рона Арада. Международную известность получил, сделав проект «100 стульев за 100 дней». Стулья из обломков и фрагментов рухляди — сплошное издевательство над идеалами красивой пропорциональной простой вещи, критический взгляд на гармонию и симметрию. Проект был показан в Лондоне, Милане и Лос-Анджелесе и повсюду имел резонанс.

Стул Sonetbutterfly. Проект «100 стульев за 100 дней».

Вообще, Гампер предпочитает персональные выставки. Так, например, Get it Louder демонстрировалась в трех городах Китая — Пекине, Шанхае и Гуанчжоу. Большой успех упублики и прессы получила его Total Trattoria — дизайнерское оформление ресторана заказала лондонсая Aram Gallery. Там все — плод его воображения: от оборудования профессиональной кухни и гигантского обеденного стола на 25 персон до вилок и ножей. Совладать со «свободным художником» может только миланская галеристка Нина Яшар (Nilufar Gallery). Именно она добивается, чтобы Мартино делал функциональные эффектные и, следовательно, коммерчески перспективные предметы.  Интересно сотрудничает Гампер с мебельным производителем Moroso. Так, в 2012 году к 60-летию компании  выпустил серию Metamorfosi, в которой подверг редизайну культовые модели бренда.

Cтеллаж Totem. МДФ, ламинат. 15 экз. Nilufar Gallery.

А в 2015 году появился необычный для Гампера демократичный предмет «стул для кафе». Модель под названием St Mark выпускается в двух версиях, в крашеном буке или металле, и, в зависимости от модификации, может использоваться в закрытых помещениях или на улице. Гампер постоянно расширяет поле деятельности. В 2014 году формил витрины бутиков  Prada в Лондоне и Милане,  в 2016-м спроектировал для Nike серию барабанов, обтянутых Flyknit — фирменным материалом  бренда. Инсталляция с «ударной установкой» была представлена в рамках Миланской недели дизайна.

St Mark — вариация на тему классического стула из гнутой древесины Михаэля Тонета XIX века.
St Mark — работа Мартино Гампера для Moroso. «Стул для кафе» выпускается в крашеном буке разнообразных цветов (на фото), а также в металле. Во втором случае он может использоваться на улице.
Стол Vigna, Magis. Полиэстер, металл, краска. Может использоваться на улице.
Стеллаж Collective No. 5. Черный МДФ, шпон ореха и ясеня.