Рон Арад: «беженец от архитектуры»

Рон Арад фото

Английско-израильский дизайнер — так называет себя вальяжный лондонец Рон Арад (Ron Arad, р. 24.04.1951). Родился в Тель-Авиве. Давным давно живет и работает в Лондоне. Журналисты называют Арада «беженцем от архитектуры», признавая, что экспериментальный, бескомпромиссный фокус его карьеры — именно предметный дизайн, а не архитектура. 

По теме: Что такое дизайн? Разговор с Джулио Каппеллини

Начинал учиться в Иерусалиме, в Академии искусства и дизайна Бецалель (1971-1973), продолжил образование в Лондоне — в знаменитой Архитектурной Ассоциации, где воспитанием молодого профи руководил утопист и визионер, шестидесятник Питер Кук. В 1981 году Рон с подругой Кэролин Торман основал фирму One Off Ltd., которая в 1989 превратилась в архитектурно-дизайнерскую практику Arad Associates.

Рон Арад фотоЛондонский фотограф Хогарт Кингснорт полароидом снял Рона Арада с прототипом светильника Aerial в своей студии в Шордиче.
Рон Арад работы фотоДиван Transformer. Эмалированный стальной каркас, ПВХ-подушка, наполненная гранулами полистирола, One/Off. 1985.
Рон Арад работы фото Rover Chair, 1981.
Рон Арад работы фотоСтул Tom Vac, 1999. Vitra.

C 1998 по 2008 год Арад гремел по всей Европе как профессор Королевского колледжа искусств (Royal College of Art), любящий споры и противоречия. В RCA он расшатал железобетонные правила учебного заведения, пытаясь подбодрить своих одаренных учеников, среди которых оказались Пол Коксидж, Джулия Ломан, Питер Маригольд. Его самый верный адепт израильтянин Асса Ашуах в подражании мэтру стал носить такие же шляпы, черные штаны и водолазки. 

Рон Арад работы фотоСтул Papardelle, сетка из нержавеющей стали, 1992
Рон Арад мебель фотоCтул After Spring and Before Summer. Бронза. 1992.

Все действия и заявления Рона Арада пронизаны свободолюбием и принципиальной непохожестью на коллег по цеху. «Искусство начинается тогда, когда проблемы выживания решены и наступает время излишеств. Чем больше дизайн выходит за пределы реальных потребностей, тем ближе он к искусству. Очень редко я создаю что-то действительно необходимое. И с этой точки зрения я — художник.

Рон Арад мебель фотоWelltemered Chair. В названии стула Арад обыгрывает знаменитые циклы И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир».

Моя железная мебель обладат яркой эсетикой, но я считаю, что она функциональна. Разве эти кресла кричат: «Посмотрите на нас, мы — скульптура!? По-моему, на них просто удобно сидеть. Для меня главное — не повторять себя. Вот чего я боюсь, как огня...»

Рон Арад мебель фотоСкульптура Solid Rocker. Бронза. 2009.
Рон Арад мебель фотоСкульптура Rod Gomli. Полированная нержавеющая сталь. Бронза. 2009.

Конечно, Рон Арад — настоящая звезда современного дизайна; о высоте его реноме свидетельствуют многочисленные персональные выставки на лучших площадках мира, будь то Центр Помпиду, Музей современного искусства в Нью-Йорке или лондонский Барбикан. Его малотиражные вещи, прототипы и уникаты охотно и очень успешно продают галеристы.

Рон Арад работы фотоСкульптура Even the Odd Balls. Полированная нержавеющая сталь. 2008.

Пожалуй, Арад один из дизайнеров, с творчества которых коллекционеры современного искусства начали присматриваться к столам и креслам. Ничего удивительного, ведь старт его карьеры пришелся на тяжелейшие для британской индустрии 1980-е. Он просто вынужден был выкручиваться и делать музейные вещи: «стул-вездеход» Rover Chair, Transformer и дистанционно управляемая лампа Aerial. В более поздних работах он экспериментировал с закаленной сталью («Хорошо закаленный стул», Well-Tempered Chair; полки «Книжный червь», Bookworm).

Рон Арад работы фотоВаза B.O.O.P. Сталь. 1998.
Рон Арад работы фотоБокал для вина Red Or White, Nude.
Рон Арад работы фотоУкрашение ручной работы Rocks для витрины галереи Луизы Гиннесс (Louisa Guinness). 2015.

Cамое верное ощущение от Рона Арада образца середины 1980-х выразила Патриция Морозо. «Рон был художником, который использовал дизайн как средство для самовыражения. У него была мебель, сделанная вручную из металла, по сути это были скульптуры. Но он хотел превратить эти формы в мягкую мебель, но и понятия не имел, как это происходит».

Рон Арад работы фотоСтеганный диван Matrizia, Moroso. 2015.

Именно итальянская фабрика Moroso праздновала 25-летие коллекции Spring — в Милане показали целый ряд кресел и стульев Арада, включая культовый Big Easy Chair, который изначально был вручную сделан из стали. Сам дизайнер признается, что это сотрудничество было поворотным моментов в его карьере, но считает, что и на путь фабрики оно оказало сильное влияние.   

«Коллекционеры искусства часто живут среди ужасной мебели, ее вид шокирует! Как это объяснить?»

В 2008 году заработала студия Ron Arad Architects. Потом настал так называемый «итальянский период» Рона Арада: с 1994 по 1995 год он сидел в райской красоте в районе озера Комо, в организованной им Ron Arad Studio, придумывал мебель и одновременно там же ее производил.

До сих пор его любимые материалы – сталь, алюминий и полиамид. При том, что весь его тип мышления как бы создан для уникатов и коллекционного дизайна, Арад все-таки  много сотрудничал с фабриками. В числе его заказчиков в разное время фигурировали Kartell, Vitra, Moroso, Fiam, Driade, Alessi, Cappellini, Cassina, Magis. Конечно,  настоящей победой над судьбой стала реализация его архитектурного проекта. В 2010 году открылся Музей дизайна в израильском Холоне, пригороде Тель-Авива, и эффектно закрученная красная лента из кортеновской стали — элемент фасада — обошла всю мировую прессу. 

Рон Арад работы фотоМузей Design Museum Holon, Холон, Израиль, 2010
Рон Арад работы фотоСкульптура Pressed Flower Yellow. Сталь, стекло, кожа, пластик, винил. 2013.

Сегодня он трудится на севере Лондона в Чок–фарм. В помещении старинной фабрики по производству пианино уместилась не только студия и мастерская, но и небольшое пространство — собственная галерея-шоу-рум, где Арад сам выставляет свои вещи.

Рон Арад работы фотоСкульптура Spyre установлена ​​во дворе Королевской академии искусств (Royal Academy of Art). Сталь. 2016.

Можно сказать, что пик его карьеры наступил, когда в 2011 году он был признан академиком Королевского колледжа искусств. В последние годы он больше говорит о себе как о скульпторе. Кресло London Papardelle (1992) стало одним из самых дорогих лотов благотворительного аукциона Time for design в пользу Лондонского музея дизайна и ушло с торгов за 89 500 ф. ст. (2016)  Для Design Miami/Basel 2016 Рон Арад спроектировал чайный павильон Armadillo. Мобильная скульптура Рона Арада украсила дворе Королевской Академии художеств в Лондоне. А самым недавним выступлением небритого джетльмена в фирменной шляпе стал монумент Safe Hands в центре Торонто, проекты для Cosentino, галерейные выставки (Gordon Gallery) и крупномасштабные заказы работ из металла для частных резиденций.

 «Проблема не в нехватке идей, а в том, какие из них выбрать, на какие из них выделить время и что сказать», — твердо уверен Рон. Он вырос в артистической семье, его мать, Эстер Перец Арад, была известным художником и всегда поддерживала его. «В детстве я всегда рисовал. Каждый раз, когда я писал картину, мама говорила мне: «Ты будешь великим художником и великим архитектором».

Рон Арад работы фото Стол для пингпонга. 2018. Cosentino.
Рон Арад работы фото Ваза Where are my glasses?. 2018. Venini.
Рон Арад работы фото Cтеллаж This Mortal Coil, 1993. Галерея Оver the influence.
Рон Арад работы фото Кресло All and Nothing. 2018. Gordon Gallery.
Рон Арад работы фото Светильники Spyre. Совместно с Инго Маурером. Ingo Maurer. 8 750 ф.ст. Аукцион Christie's. 2018.