Жак Херцог и Пьер де Мерон, Herzog & De Meuron: неутомимые труженики люкса

8 мая 2024 г.

Жак Херцог и Пьер де Мерон, Herzog & De Meuron: неутомимые труженики люкса

Архитекторы Herzog & De Meuron — Жак Херцог (р. 19.04.1950) и Пьер де Мерон (8.05.1950) — уроженцы Базеля и притцкеровские лауреаты 2001 года, проектируют люксовые кондоминиумы, сказочные, словно сплетенные из белых нитей или веток стадионы, фантастические музеи, выставочные центры и галереи.

Их амплуа — архитектура вне шаблонов с изумительным расчетом от объема до детали, их визитная карточка — изысканный и артистичный выбор материалов. Им нет равных в умении адаптировать исторические здания под современные функции, в том числе выставочные и музейные, и безупречно вписывать их в сложившуюся городскую среду.

Elbphilarmonie («Филармония на Эльбе»), Гамбург. 2016.

Повсюду они пытаются расслышать шепот genius loci. Им важен не «кулëр локаль» и архитектурная традиция: они пробуют уловить некую энергетическую индивидуальность места, в котором им предстоит строить.

Музей Unterlinden, Кольмар, Франция, 2016.

Во французском Кольмаре, Херцог и де Мерон реконструировали музейно-выставочный квартал Unterlinden, расположившийся по обе стороны городского канала и включающий теперь помимо надземных строений просторную подземную галерею. На одном берегу стоит доминиканский монастырь XIII века — главное здание музейного комплекса, на другом —  кроме здания старинных городских бань начала XX века, две новые постройки, пуристские и по-современному минималистичные, но при этом органично вписавшиеся благодаря приземистым формам и скатным крышам в средневековый исторический контекст.

Атриум в Школе управления имени Блаватника решен архитекторами как «форум». Пространство хорошо просматривается со всех ярусов здания.

В Оксфорде их авторству принадлежит Школа управления имени Блаватника. Современная постройка, как моток серпантина составленная из семи цилиндрических объемов с ленточным остеклением, тем не менее продолжает типологию зданий традиционных колледжей, которыми славится Оксфорд, и не диссонирует с исторической атмосферой городка. Херцог и де Мерон обыграли обязательный компонент — внутренний двор, где со времен Средневековья собирались школяры и профессура, — превратив его в расположенный в центре здания круглый форум.

Южный фасад комплекса Caixa Forum в Мадриде, 2008.

Творчество Херцога и Де Мерона как дерево: корнями глубоко в почве, в глубинах культурных традиций и архетипов, кроной — не только здесь и сейчас, но и высоко в небе, почти в визионерских футуристических образах и видениях. Но характерной чертой именно их случая является тот факт, что одно не может существовать без другого и возможно только в симбеозе. Привыкнув безбоязненно и свободно работать с историческими артефактами, архитекторы все чаще выступают в роли рестравраторов.

В Нью-Йорке под их руководством прошла реставрация Зала ветеранов в историческом здании Военного арсенала на территории Центрального парка. Роскошный неоготический интерьер, созданный  в конце XIX века Луисом К. Тиффани, предстал в  обновленном виде.

Главный фасад Центра современного искусства Schaulager, Мюнхенштайн, Базель, 2003.

В 2018 году бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона (Herzog & de Meuron Architekten, HdeM) исполнилось 40 лет. За это время швейцарцы успели поработать над самой разной архитектурой — от гигантского стадиона до винодельни, опробовать десятки технологий и получить главные архитектурные премии, включая Притцкеровскую.

«Часто спрашивают, что для нас значит Притцкеровская премия. Ну что ж — эта знаменитая награда, действительно, очень помогает, особенно молодым. Всякому лестно получить высокую оценку, другой вопрос — нужна ли она. На мой взгляд, ни одна награда не является необходимостью. Понимаете, тут, как в школе: если учитель говорит, что ты хорошо выполнил задание и вообще молодец, это, безусловно, повышает твою самооценку. Но совсем другое дело, когда ты архитектор и тебе шестьдесят или семьдесят лет, и тебя награждают. Допустим, ты убеленный сединами актер и вдруг получаешь «Оскар», — это тоже приятно, конечно..., но совершенно не существенно для твоего выживания!» — уверяет Жак Херцог.

Университет в Сколково. Россия.

Впрочем, в год вручения знаменательной награды обоим архитекторам исполнилось только по 51 году — для профессии, где молодым перестают называть не раньше, чем после 45, возраст начала зрелости.

Широко известным дуэт стал отнюдь не благодаря награде, а после открытия в 2000-м галереи Tate Modern. Самый посещаемый музей в мире расположился в здании бывшей электростанции Бенксайд на берегу Темзы. Херцог и де Мерон снабдили огромный краснокирпичный корпус с высокой трубой стеклянной надстройкой и превратили его в современное выставочное пространство.

Новый корпус галереи Tate Modern в Лондоне. 2000.

С тех пор здания для экспонирования искусства стали  особым сюжетом в их творческой биографии. Многие из них, как например мадридский арт-центр Caixa Forum (2008) базельский Museum der Kulturen (2010), буквально прорастают на основе старинных зданий, другие, как Музей Де Янга (2005) в Сан-Франциско или VitraHaus (2009) на кампусе Vitra в Вайле-на-Рейне, возведены с нуля, а некоторые, как Parrish Art Museum (2012) на Лонг Айленде, вообще выстроены в чистом поле.

Выставочный комплекс Messe Basel, 2014.

Дуэт HdeM умеет срежиссировать неожиданные эффекты, подарить нам незабываемый опыт и нетривиальные переживания. Именно к ним обращаются, когда город или частный инвестор готов потратить время и деньги на эстетический эксперимент. Новым лендмарком Базеля стал облицованный рельефными алюминиевыми панелями эффектный выставочный павильон Messe Basel, где проходят знаменитый ювелирный форум Baselworld и ярмарка современного арта Art Basel. Открытый в 2014-м, он заменил два старых павильона.

Messe Basel. Ажурная металлическая сетка обрамляет всю постройку.

Яркими, врезающимися в память лендмарками становятся и спроектированные HdeM стадионы, к которым у дуэта особенно трепетные чувства: Жак Херцог — давний футбольный болельщик и игрок-любитель. В 2005-м в Мюнхене открыли Allianz Arena: корпус стадиона покрыт надувными модулями из светопрозрачной термоизолирующей полимерной пленки. Они меняют цвет в зависимости от того, какая команда играет. В 2008-м весь мир облетели фото потрясающего воображение «Птичьего гнезда», построенного к пекинской Олимпиаде.

«Птичье гнездо» — олимпийский стадион в Пекине, 2008.

Роман Абрамович пригласил Херцога и де Мерона в проект реконструкции домашней арены футбольного клуба «Челси», и те придумали, как увеличить его вместимость почти на 20 тысяч мест (до 60 тысяч), и спроектировали восхительную филигранную оболочку из тонких краснокирпичных неоготических полуарок. Херцог и де Мерон окружили чашу арены 900 тонкими колоннами, которые придали сооружению удивительную хрупкость и лиричность.

Новая арена стадиона «Челси». Проект 2015 года.

Их кредо — никогда не повторяться. Каждый заказ уникален и достоин особого образа, метода, а иногда и инновации. «Я думаю, архитектор должен разнообразить то, чем он занимается. Это как с мускулами: тренировать надо все группы мышц — важны и большие, и маленькие мышцы, только так и можно сохранять гибкость и активность, — говорит Херцог.  —  Если ты все время делаешь одно и то же, ты становишься экспертом и специалистом, но ты слепнешь при этом. Мы, например, меньше всего любим делать частное жилье, но несмотря на это мы считаем важным браться за заказы самых разных типов».

Небоскреб 56 Leonard St. Нью-Йорк. Проект 2017 года.
Интерьер Tai Kwun в Гонконге. Бывший полицейский штаб реконструирован в новый арт-центр. 2018.

В портфолио Херцога и де Мерона, действительно, немало объектов коммерческой и жилой недвижимости. Прекрасные архитектурные образы, например, они создали для модного дома Prada. Бутик Prada (2003) в токийском квартале люксового ритейла Аойама похож на хрустальную вазу со множеством сверкающих граней. В 2015-м ровно напротив открылся бутик Miu Miu — в виде гладкой позолоченной изнутри серебряной коробки со слегка приоткрытой крышкой.

Музей культур в Базеле (Museum der Kulturen), 2010.

Облик зданий, спроектированных HdeM, определяют не только выразительные формы, но и в не меньшей степени артистичные материалы, поверхности, с невиданно чувственной, характерной фактурой.  Мадридский Caixa Forum удивляет красно-ржавой чугунной отделкой верхних этажей. Новый корпус Walker Art Center (2005) в Миннеаполисе — словно сотканной из мятой серебряной ткани алюминиевой облицовкой.

Здание музея Де Янга (De Young) в Сан-Франциско, 2005.

Музей Де Янга (2005) в Сан-Франциско полностью облицован перфорированными панелями из подернутой зеленоватой патиной меди. Стены базельского музея-хранилища Schaulager (2003) покрывают необычные плиты из бетона, перемешанного с местным гравием, от которых так и веет первобытной архаикой. А крыша Музея культур (Museum der Kulturen), облицованная глянцевыми керамическими шестиугольниками, кажется сделанной из кристаллов каменного угля.

Павильон для Serpentine Gallery, 2012.

Для придания объекту большей артистичности Херцог и де Мерон часто приглашают к работе над концепцией современных художников. Проектировать здание исследовательского центра фармацевтической компании Roche в Базеле им помогал швейцарский концептуалист Реми Цаугг. Автор абстрактных мультиколорных полотен Адриан Шисс участвовал в создании зданий на кампусе страхового общества Helvetia в Сен Галлене. Деятель видео-арта Майкл Крейг-Мартин помогал им подбирать цвета поликарбонатной оболочки хореографического центра имени Лабана в Лондоне, за который бюро HdeM получило главную британскую архитектурную награду — премию Стерлинга. В 2012 году HdeM вместе с китайским художником Ай Вейвеем рефлексировали на тему археологии во временном павильоне, построенном для галереи Serpentine.

Экспериментальная инсталляция, бюро HdeM совместно с китайским художником Ай Вейвеем на XI Биеннале архитектуры в Венеции, 2008.

Они продолжают строить культурные институции. В кампусе Vitra открылся еще один спроектированный ими выставочный зал Schaudepot. Завершена Гамбургская филармония — ажурная стеклянная структура, надстроенная над красно-кирпичным портовым складом у самой воды, похожа на входящий в гавань сказочный корабль. Выстроен второй корпус галереи Тейт Модерн — рядом со старым зданием музея выросла невероятная кирпичная пирамида, словно закручивающаяся вокруг своей оси. Построен университет в Сколково. 

 

«Продолжать работать — это вызов, — говорит Херцог. — Но и наслаждение, а значит... не ноша, нет, но вызов, который побуждает нас идти дальше. Исследовать, чем архитектура станет в будущем: я хочу это понять. Правда, идей пока мало, скорее, шутки. Но даже если бы они у меня были, я бы не рассказывал вам о них, потому что нам начнут подражать!» А потом добавляет уже серьезно: «Я думаю, архитектуру важно оценивать с гуманитарной точки зрения. Если проектируя, вы думаете только о красивой форме и об эстетическом удовольствии, это абсурд! Здание можно считать настолько удавшимся, насколько оно заполняемо людьми».