Анкета для публикации проекта доступна только в десктопной версии сайта
Якопо Фоджини: гений поликарбоната

Якопо Фоджини: гений поликарбоната

10 октября 2025 г.

Дизайнер Якопо Фоджини превращает индустриальные материалы в художественные инсталляции и функциональные скульптуры вне моды и трендов
Дизайнер Якопо Фоджини в кресле из коллекции A'mare, Edra. Фото: Alessandro Moggi

Итальянец Якопо Фоджини выбрал свой материал раз и навсегда — и в работе с ним не знает равных. Его объекты из поликарбоната и метакрилата выставляются в музеях и галереях, находятся в интерьерах отелей по всему миру — от Милана до Барселоны, Дохи и Марракеша, продаются на аукционах и ярмарках искусства, а среди клиентов значатся Fendi, Etro, Bentley и, конечно, Edra. Одна из последних масштабных инсталляций дизайнера была показана на Неделе дизайна в Дубае в 2024 году, где он представил Monolite — прозрачные панели из поликарбоната, одновременно гибкие, легко кастомизируемые и прочные, которые открывают новые возможности в использовании индустриальных материалов. Каждая серия предметов под его именем служит доказательством того, насколько в дизайне важны смелость, верность себе и эмоциональное начало.


По теме: Salone del Mobile 2024: прозрачные стулья и зеркальный стол Якопо Фоджини

Светильник Tigris из коллекции Rivers, Palazzo Durini. Фото: @Studio Kore
Стулья Gina, Edra

Почему вы выбрали такие узкоспециальные материалы?

Моя мать была скульптором. Мой дед был поэтом, его сын тоже был поэтом. А вот мой отец выбился из семьи — он был промышленником. Так что я оказался где-то посередине. С детства у меня была способность видеть то, чего не видят другие. Когда я смотрю на дерево, я смотрю на тень, которую оно отбрасывает, но не на него. И так однажды я открыл для себя этот материал. У моего отца была небольшая фабрика по производству пластика. Когда мне было пять или шесть лет, я зашел в производственный ангар в компании своего воображаемого друга-осьминога, который всегда сопровождал меня в то время, и увидел огромную каплю поликарбоната на носу одной из машин. Тогда я сказал себе: никто не пытается использовать этот материал иначе. Так из этого впечатления постепенно выросло то, чем я занимаюсь сейчас. Мы все время работаем с одними и теми же материалами — деревом, стеклом, но есть множество других возможностей, которые мы не замечаем. Отчасти это философия, которая близка мне: создавать уникальные предметы — сумасшедшие или даже не сумасшедшие, но художественные. Людям нравятся уникальные вещи, что-то, что будет только у них. Так что мои поиски постоянно продолжаются. Если вы 20 лет работаете с едой, вы станете превосходным шеф-поваром. То же и с поликарбонатом. Он дает возможности и никаких ограничений.

Стул Milano, Edra

А если посмотреть в будущее?

Конечно, то, чем мы занимаемся, — это производство очень высокого уровня, это не для всех. Но путь персонализации, создания уникальных объектов — с этим было бы интересно поработать. Все копируют друг друга, что печально. Кому-то это кажется нормальным, потому что они воспроизводят уже работающие вещи. В дизайне важна смелость. Не смотрите на других, вообще не обращайте внимания на то, что делают другие. Выбирайте свой собственный путь. Мои предметы практически невозможно повторить. Я стараюсь защитить свои идеи, производить меньше, а не больше, концентрироваться на работе с клиентами, с музеями, где объекты увидит широкая публика. Производство уникальных предметов — это очень дорого, потому что они требуют тонкого мастерства, ручной работы. Минимализм царит на рынке сегодня просто потому, что эксперименты требуют больших затрат.

«В дизайне важна смелость. Не смотрите на других, вообще не обращайте внимания на то, что делают другие»

Кресло из коллекции A'mare, Edra
Кресло Margherita, Edra

Что составляет суть хорошего дизайна?

Суть не столько в материалах, сколько в эмоциях. Когда я хочу узнать чье-то мнение, я спрашиваю детей, не взрослых. Все просто: тебе нравится предмет или нет. Если тебе кажется, что ты смог создать что-то особенное, спроси у ребенка. С самого начала я знал, что хочу работать с Edra и ни с кем другим. Это была любовь с первого взгляда, я понял это еще до того, как стал дизайнером. Я встретил Массимо Мороцци, директора компании в то время. А затем он попросил меня показать мой последний набросок. Я сделал эскиз стола за 10 минут до начала встречи. И этот стол стал первым предметом, который мы выпустили вместе. Идеи приходят, когда я наблюдаю за своим загородным домом, или играю со своей собакой, или плыву под водой — как я сказал в начале, я пытаюсь найти то, на что другие не смотрят. В работе у меня есть полная свобода. Форма объекта не важна, важны чувства, которые он вызывает.

Инсталляция Aurora Boreale, Япоко Фоджини. Фото: @Nacàsa and Partner Inc.

Многие ваши объекты названы женскими именами...

Да, в честь бывших девушек или членов семьи. Другие названы в честь природных явлений, как, например, коллекция светильников Edo — она получила имя в честь японской реки. У меня особая связь с водой.

Случалось ли, что ваш проект был отвергнут?

Несколько раз. Все стараются продвигать новые идеи, о которых забудут на следующий день. Мы же выпускаем предметы, когда полностью уверены в них. Это как с детьми. Вы заботитесь о них, и однажды, когда они готовы, приходит время отпустить их в самостоятельную жизнь. Индустрия производит так много: иногда ты видишь прототип предмета, а на следующий день он уже исчез. Конечно, иногда мы ошибаемся. Но разница между Edra и другими компаниями в том, что никто не идет так далеко в творчество, как мы. Это тот случай, когда мы оказываемся ближе к искусству, чем к дизайну.

Светильник Tondo, диз. Якопо Фоджини. Фото: Simone Barberis

Инсталляция Acrylic Jungle

Вы присматриваетесь к молодым дизайнерам? Как вы считаете, у них другой взгляд на вещи?

Быть молодым дизайнером сейчас сложно, точно сложнее, чем раньше. Они выросли в другой ситуации. Но если у тебя есть сильная идея, это не невозможно. Очень важно уметь работать с материалом. Одно дело — нарисовать что-то на листе бумаги, и совсем другое — узнать материал на практике.

Итальянский дизайн сегодня — все еще на первом месте?

Послушайте, у нас есть удивительная возможность жить в стране, где все дышит историей. Мы были достаточно умны, чтобы не разрушить ее, как это сделали другие. Каждую минуту что-то тебя вдохновляет, это вошло в нашу ДНК. Это нелегко — я вижу отличные проекты в разных регионах, но если не поддерживать индустрию, то ничего не выйдет.

Световая инсталляция Spirula

«Нефть — это синтез всего живого на земле. Дело не в материале, а в том, что с ним делают люди»

Что вы думаете о стремлении к устойчивости?

Поликарбонат производят из нефти. Сегодня мы говорим о пластике в очень неразумной манере, забывая, что нефть — это синтез всего живого на земле. Я спросил у своего племянника, хирурга, как обстоят дела в его практике, и он ответил, что в медицине поликарбонат повсюду. Так что дело не в материале, а в том, что с ним делают люди. Материалы, которые я использую, не предназначены для переработки. Они предназначены для того, чтобы жить долго. Именно это делает их устойчивыми. Когда мне говорят, что мой стол или стул можно переработать и что-то сделать из него заново, я просто не отвечаю!

`Кресла и столик Veronica, диз. Якопо Фоджини, Edra

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит