Мия Карлова: дизайн такое же современное искусство

Стенд Mia Karlova Galerie на выставке PAN Amsterdam 2022: кресло Вадима Кибардина, объекты Валерия Пчелина, текстильные композиции Фемке ван Гемерт

Мия Карлова — интерьерный дизайнер, куратор и галерист, основательница нидерландской Mia Karlova Galerie. Одноименная галерея появилась в 2020 году в Амстрдаме — она стремится сформировать диалог между произведениями разных жанров посредством общего эмоционального языка. В галерее центральное место отводится функциональной скульптуре. В интригующем списке — художники со всего мира, чьи экспериментальные практики рассматривают повторное использование как сознательный акт нового существования. Это устойчивость, вызывающая новые эмоции. Специально для INTERIOR+DESIGN Мия Карлова рассказывает о своем галерейном опыте.


По теме: Collectible 2023: коллекция российских дизайнеров в секции Bespoke

Керамические объекты Ephemeral и Mama, Voznicki; панно 3rd Strophe (Closed circle) Йонне Стаут

Стейтмент и декор

Любая галерея начинается со стейтмента: нужно определить нишу, в которой работаешь. Это была первая сложность. Конечно, дизайн-галерея! Больше 10 лет интерьерной практики за спиной, в которой был и поиск дизайн-предметов, и посещения недель дизайна, разнообразных выставок. Безусловно это была зона моих интересов. Вместе с тем я выросла с искусством, моя мама была куратором, искусствоведом и галеристом, а картины у нас в квартире всегда висели в шпалерной развеске и это был не способ декорировать жилье, а просто жизнь с работами, которые приносили удовольствие и которых всегда было много.

Разные знакомые кураторы и эксперты говорили, что не бывает галерей, работающих одновременно с современным дизайном и современным искусством. Моя галерея начала работать онлайн в момент, когда вся планета погрузилась в локдаун. У меня была уникальная возможность часами общаться с моими первыми авторами. Это был очень полезный опыт, которые позволил убедиться, что современный дизайн, по сути, просто еще одна форма современного искусства. Дизайн-предметы у авторов, представленных в моей галерее, это не просто функция и эстетика, это всегда история, сопереживание или рефлексия. И где провести ту границу, по которой можно сказать, что здесь заканчивается искусство и начинается дизайн, или наоборот? Для меня дизайн такое же современное искусство, как другие его формы. Сейчас галерея представляет и коллекционный дизайн, и современное искусство — это в большей степени работы, выполненные в смешанной технике и тяготеющие к многомерности и объему.

Стенд на выставке Collectible 2022: объекты Ольги Энгель, Jesse Wisser

Неотъемлемая часть процесса

Первые выставки, которые мы с авторами сделали после открытия галереи в Амстердаме, были хорошо приняты экспертным сообществом. Начали поступать приглашения. Особенно важным оказалось приглашение на PAN Amsterdam — одну из двух главных ярмарок в Нидерландах. К этому моменту галерея существовала физически полгода. В 2022 году году мы участвовали в PAN уже второй раз, и меня пригласили поговорить о дизайне в рамках дискуссионной панели PAN Podium. Моим визави был Ад ван Бронхорст — галерист с 30-летним опытом, знаток, исследователь и коллекционер дизайна межвоенного периода. Он подробно рассказал, что для дизайнеров 1920-30-х годов искусство также было неотъемлемой частью творческого процесса, как и для авторов моей галереи сегодня.

Мы активно участвуем в различных ярмарках. Уже третий раз выставляемся на брюссельской ярмарке современного дизайна Collectible c довольно неожиданной программой. Будем говорить не просто про цвет, а скорее про то, кто и почему создает дизайн. О чем эти предметы. Думаю, что это будет интересный год для всех: в дизайне помимо поиска формы и исследования материала появилось много рефлексии и сторителлинга. Мне это очень близко, именно так я вижу современный дизайн. В каждом предмете собраны идеи, эмоции, переживания и воспоминания.

В мае мы второй раз участвуем в новой ярмарке современного дизайна и искусства BAD+ в Бордо, она особенная. Безусловно, роль играет местоположение — это регион всемирно известных винных шато и не менее впечатляющих коллеций современного искусства, где проводит время весь парижский «боботюд». Во вторых, это ярмарка, в равной мере представляющая искусство и дизайн. И даже больше — это ярмарка про Arte de Vivre в истинно французском понимании. В этом году я вхожу в комитет ярмарки и знаю некоторые детали: команда под руководством Жан-Даниеля Компэна организует в дни ярмарки серьезную параллельную программу, объединяющую различные художественные площадки, а также архитектурное и историческое наследие.

Стенд Mia Karlova Galerie на выставке PAN Amsterdam 2022: световой объект Beacon of Light от Jesse Visser

О взаимодействии с коллекционерами

Выставки — важный канал взаимодействия с коллекционерами, но есть сложность. Официально многие большие ярмарки не принимают к участию галереи, которым меньше трех лет. Вместе с тем без них галерее сложно просуществовать три года. Для любой молодой галереи это как замкнутый круг. Нам повезло — первая ярмарка случилась уже на следующий год после открытия. Как правило, именно выставки позволяют выйти на широкий круг коллекционеров. По моим наблюдениям наши клиенты — коллекционеры от 45-50 до 75 лет. Географически это покупатели из Нидерландов, Бельгии, Франции, Швейцарии, США и даже Канады. Для большинства это дополнение к уже существующей коллекции. Отрадно, с каким энтузиазмом люди открывают для себя новые формы и высказывания. Есть и обратная сторона работы с большими объектами коллекционного дизайна. Приходит как-то на стенд дама и не может уйти. Видно, что между ней и предметом — эмоциональная связь, и она жалуется: «Половина моей коллекции давно стоит на полу. Мне очень нравится это кресло, но у меня просто больше не осталось места».

Как участнику комитета выставки BAD+ для меня очень ценна возможность познакомить французских коллекционеров с голландскими и международными авторами. Зачастую, открывая для себя новый изобразительный язык, мы к нему очень привязываемся. Так, например, один из бордосских покупателей прилетал по моему приглашению на открытие выставки в Амстердам специально, чтобы посмотреть новые работы автора из его коллекции.

Экспозиция Mia Karlova Galerie на PAN Amsterdam 2021

Совместная история

Одной из первых задач было привлечь дизайнеров, которые одновременно нравятся и готовы работать с молодой галереей. Мне необыкновенно повезло. Моим первым автором и большим вдохновителем всей этой авантюры стала Ольга Энгель. Я трепетно отношусь к ее творчеству. Мало кто умеет обратить секундное воспоминание в предмет коллекционного дизайна, искусно смешав форму, материал, эмоцию, и приправив иронией. И я ей бесконечно признательна за готовность так рискнуть. Вторым автором стал Вадим Кибардин. Мы были шапошно знакомы, и когда я обратилась к Вадиму, он вел переговоры с двумя французскими и одной американской галереей. Мы начали работать понемногу и сейчас я единственная галерея, представляющая его в Европе. Мы проводим часы в обсуждениях — Вадим необыкновенный очень глубокий автор и я очень довольна тем, как мы смогли построить диалог, в котором рождаются новые работы.

У меня международный состав авторов — есть голландцы, французы, японец, русские, украинцы и даже южноафриканец. Выбор автора всегда определяется собственной эстетикой. Если ты безусловно и страстно влюблен в творчество, то ты можешь передать эту эмоцию, и тогда возможно взять на себя ответственность представлять автора на рынке. То, чем занимается галерея — это возможность наслаждаться искусством не только созерцая его на стене, но и взаимодействуя с ним, создавать историю совместного бытия.

Деревянные объекты Шо Ота и панно 3rd Strophe (Closed circle) от Jonne Stout

Керамика Яна Эрнста на стенде Mia Karlova Galerie на выставке Pan Amsterdam 2022: FLUX 02, FLUX 03,

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит