Валери Стил: взгляд критика — ваш собственный взгляд

4 сентября 2020 г.

Валери Стил фото

Валери Стил (Valerie Steele) — директор и главный куратор Музея Технологического института моды (FIT), где с 1997 года она организовала более 25 выставок, в том числе «Корсет: формирование тела», «Готика: темный гламур», «Париж, столица моды». Она является основателем и главным редактором Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, первого рецензируемого научного журнала по исследованиям моды.

Стил сочетает серьезный научный подход (у нее докторская степень Йельского университета) с редким обаянием и способностью общаться с широкой аудиторией. Она — автор более двух десятков книг, которые переведены на китайский, французский, немецкий, итальянский, португальский, русский и испанский языки. Ее называют одной из самых умных женщин в моде: она включена в список людей, формирующих глобальную индустрию моды в Business of Fashion 500 (с 2014 года по настоящее время). Специально для журнала INTERIOR + DESIGN Валери Стил размышляет об изменениях роли одежды и трендах будущего.


По теме: Эмбер Слоотен, The Fabricant о виртуальной моде

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Традиционное определение моды — это «текущий стиль одежды нынешнего момента или того времени, о котором мы говорим». Смену моды определяет прежде всего количество людей, одновременно решивших обновить свой стиль. И даже в это непростое время, когда мы находимся в середине кризиса, вызванного пандемией, система моды продолжает трансформироваться, несмотря на то, что в экономических терминах о развитии говорить непросто. Люди стали покупать меньше вещей: одежды, аксессуаров, ювелирных украшений. Вместо того чтобы обзаводиться «модной» одеждой, очевиден настрой на приобретение удобных вещей и тех, которые бы подходили для конференций в зуме и выглядели хорошо на экране.

Мы наблюдаем, что обычное возбуждение, связанное с приобретением гардероба к новому сезону, идет на спад — поскольку для большинства ситуация возвращения в офисы и университеты остается под вопросом. Наряды для вечеринок теряют актуальность, поскольку их число сократилось. Сейчас можно говорить о точке нахождения баланса — все ждут, что положение вещей начнет медленно меняться.

Валери Стил интервью фото
Габриэль Шанель, шелковый кейп, 1927, экспозиция выставки Minimalism/Maximalism, Museum of FIT
Валери Стил мода фото
Корсет Yohji Yamamoto, экспозиция выставки Minimalism/Maximalism, Museum of FIT

О ТРЕНДАХ

С одной стороны, мы видим мультимиллионную индустрию, оперирующую такими понятиями, как тренды. И с другой — утром каждый человек выбирает одежду, делает он это среди некоторого количества вещей. Сейчас, в ситуации локдауна, люди, безусловно, ведут себя иначе: в меньшей степени они хотят впечатлить других. Утверждение «как я выгляжу в этой одежде» сменилось на «как я себя чувствую в этой одежде». И в этом огромная разница, которая обещает изменить весь последующий ход событий, связанный с модой. Раньше большинство не выходило на улицу, не посмотревшись в зеркало (некоторые буквально одержимы своим отражением). Но когда вы дома одни или со своей семьей — важный феноменологический вопрос, как вы чувствуете себя в вашей одежде.

Речь не только о физическом удобстве в том смысле, хорошо ли тянется ткань, но скорее о психологическом комфорте. Не просто удобно ли в ней заниматься йогой — но как вы себя чувствуете при этом? Если раньше у нас был всегда воображаемый человек, который смотрел на нас изнутри — у кого-то это родители, у кого-то друзья и коллеги, одобряющие или нет ваш внешний вид. Сейчас взгляд критика — ваш собственный взгляд.

Можно предположить, что одежда будущего позаимствует наработки спортивной одежды и формы, разработанной специально для танцев — и классических, и современных. Это и высокотехнологичная ткань, и способ кроя, и обработка швов.

О ГОТИКЕ И МРАЧНОМ РОМАНТИЗМЕ

Моя первая выставка была хронологичная и как бы «пешеходная»; до этого я как раз была назначена главным куратором и выпустила книгу, и логичным было сделать по этой книге выставку. Это было довольно старомодное зрелище: сейчас никто не выстраивает экспозиции в хронологическом порядке. Позже темы моих фэшн-экспозиций стали звучать как «Китайский шик», «Уличный стиль» — они были посвящены определенным явлениям, связанным с культурой. Возможно, одно из моих любимых шоу — о готической моде, которая вызвала большой интерес и еще больше споров. Многие утверждали, что крупные марки просто копировали уличный стиль панков и городских окраин.

Но для меня было совершенно очевидно, что в случае с «готикой» эта формула не работала. Александр МакКуин не копировал подростковую культур: в его вещах не было с ней ничего общего. На мой взгляд, все дело в том, что и модельеры, и молодежь находят вдохновение в одних и тех же визуальных источниках: тогда это были фильмы про вампиров, «готические» любовные истории, образы «лаборатории», где создаются монстры. Когда для выставки Gothic: dark glamour я попросила несколько экспонатов для этой выставки у Анн Демелемейстер, она была удивлена и заявила, что она совершенно не занимается «готической» модой. «Моя мода — это «мрачный романтизм», а не готика». В той же выставке участвовали вещи Гальяно и Рика Оуэнса. Самое удивительное, что на эту выставку приходили такие выразительные персонажи, что смотрители сразу направляли их на третий этаж, где была экспозиция. И часто сами посетители являли собой невероятный пример индивидуального стиля, заслуживающим быть на выставке: это был тот же самый уровень творческой энергии, что и у знаменитых модельеров.

Валери Стил мода фото
Шляпа Christian Dior (Stephen Jones), fall 2000. Экспозиция выставки Paris, Capital of Fashion, Museum of FIT
Валери Стил мода фото
Платье Jean Paul Gaultier, fall 1984. Экспозиция выставки Paris, Capital of Fashion, Museum of FIT

О СЕКСУАЛЬНОСТИ В МОДЕ

Для меня мода всегда была невероятным предметом интереса: и сама по себе, и ее отношением с телом, сексуальностью. Совершенно не случайно, что одежда воспринимается прежде всего как вторая кожа. В последнее время я изучаю работы по психоанализу: и даже в области интерпретации снов одежде уделяется одно из главных мест. К примеру, один из самых распространенных снов — увидеть себя в общественном месте (к примеру, на улице) обнаженным. Обычно такие сны сопровождаются чувством раздражения и неловкости — как получилось, что я нахожусь без одежды? Однако исследования показывают, что в подобных снах фрагменты полной обнаженности непродолжительны: то есть при подробной фиксации оказывается, что люди одеты просто не полностью или не подобающе в данной конкретной ситуации. В одном кошмаре женщина чувствовала себя ужасно просто потому, что она была в чуть более неформальной, свободной одежде, чем обычно. Мы настолько отождествляем себя с нашей одеждой, и с тем, какое послание в социуме эта одежда транслирует, что значение приобретает даже нижнее белье. Одежда — то, что мы сами думаем о себе; разделить мнение о себе и о собственной одежде сложно, ведь это действительно очень личное пространство.

Валери Стил мода фото
Туфли Noritaka Tatehana, экспозиция выставки Ballerina: Fashion’s Modern Muse, Museum of FIT

ЦИФРОВАЯ МОДА

Вы можете купить электронные версии произведений известных дизайнеров (по цене они в разы дешевле настоящих) и наряжаться в них так часто, как пожелаете. Такой способ открывает путь для бесконечных экспериментов. В мире огромное количество молодых людей, большую часть времени проводящих в чатах, где нужны аватары. Эти аватары обычно отображаются на экранах небольших размеров, поэтому нужен очень четкий и яркий образ, который высокая мода как раз может предоставить. Игровое начало таким образом оказывается главным — но также важен и просветительский посыл. Для компаний это шанс рекламировать свою продукцию. Модные онлайн-показы до сих пор остаются довольно слабыми. Шоу, оставившие хорошее впечатление, — это Valentino с его огромными фигурами и блестящее, остроумное дефиле Viktor & Rolf, воплотившее в одежде преувеличенный страх перед коронавирусом — со всеми этими невероятными трубками, торчащими из одежды.

Разумеется, цифровая мода никогда не заменит реальную, но она может выступать как дополнение. Это может быть блестящий союз двух индустрий — уже существующей и зарождающейся. В нынешних условиях, когда уже не нужно иметь пять разных комплектов для пяти дней, нужен, возможно, всего один ансамбль — а остальные могут быть виртуальными. Важно: наметилось определенное движение к обладанию образами сразу нескольких персонажей, а не одного. В любом случае цифровое поле — область с огромным потенциалом.

О БИОТЕКСТИЛЕ

Из всего, что происходит сейчас в сфере новых материалов, меня увлекают «биологические» ткани. Известны британские компании, которые выращивают ткани из бактерий — это настоящая «живая одежда». Некоторые из моих студентов в FIT также имеют дело с биокультурой и создают ткани из водорослей. Это напоминает мне фантастические рома- ны 1970-х: в них была описана настоящая «живая одежда», как мы ее сейчас себе можем представить со всеми технологиями. Мода имеет дело с разрушением окружающей среды — и это очевидно. Но если индустрия захочет перейти полностью на выращиваемую одежду, то миллионы людей останутся без работы. Представить такой мир, где одежда выращивается и потом снова превращается в органическое сырье, не просто приятно — это должно стать целью.

Разворот в сторону биологических тканей будет происходить медленно и, возможно, совсем не так, как мы себе представляем. Даже сейчас, во время пандемии, когда производители столкнулись с необходимостью перемен, нет единого мнения, как это может произойти. Многие хотят придерживаться старой стратегии частого выпуска нескольких коллекций, как и раньше. Это не вопрос одной волшебной ткани — это вопрос перестройки всей структуры производства. Серьезная проблема. И я настроена пессимистично насчет способности человека решить ее быстро и рационально.

Концентрация красоты у нас в Pinterest