Искусство на расстоянии: новые форматы арт-потребления

Искусство на расстоянии: новые форматы арт-потребления

Филипп Паррено, Quasi Objects: My Room is a Fish Bowl, 2016. Frieze Viewing Room. 

2020 год далек от типичного года. Коллекционерам пришлось обменять свои VIP-пропуска на учетные записи: похоже, из-за пандемии арт-рынок стал полностью цифровым. Новый пейзаж уже отмечен особыми вехами. Sotheby's побил свой же рекорд, заработав 13,7 млн долл. на первом, полностью виртуальном аукционе современного искусства, онлайн-выставка Frieze New York показала несколько семизначных продаж.

«Ушел» в интернет и Art Basel, полностью отменив офлайн-ярмарки в 2020-м. Аукционисты Christie's хвастаются проектом New Global 20th Century Art Sale. Джованна Бертаццони, отвечающая за современную живопись, уверяет, что этот глобальный марафон из четырех онлайн-аукционов «соответствует тому, как клиенты тратят деньги сегодня». Но, в целом, продажи упали, а галереи в США прогнозируют во втором квартале года сокращение выручки на 73 %. Покупки онлайн происходят, а вот общие цифры бледнеют. Остаются активными немногие коллекционеры, которые покупают то, что систематически покупали, при любой погоде.


По теме: Глобальные торги искусства и дизайна ХХ века

Адам Линдеманн, влиятельный американский финансист и дилер, признался, что единственное его приобретение с момента карантина — гидрокостюм для серфинга в холодной воде... Не он один говорит о «передышке» и усталости от ярмарок. Общий вывод: искусство не предназначено для того, чтобы его видели в интернете, кроме искусства, предназначенного для просмотра в интернете. Физический опыт является ключевым.

Заметное событие, которое призвано поменять правила, — «Платформа» Дэвида Цвирнера. Она позволяет торговле объединяться в онлайн, а 12 галереям предлагать работы через портал David Zwirner Gallery. Еще одно новейшее предприятие получило название Vortic. Его основатель Оливер Миро надеется, что галереи, которым не хватает физического пространства, сочтут его инициативу суперполезной: Vortic — это способ в собственном доме визуализировать работу, без необходимости ее перемещать.

Сын знаменитой галеристки Виктории Миро говорит, что «перешел Рубикон», когда ему пришлось отправить картину Яёи Кусамы из Японии в Лондон и Нью-Йорк, затем обратно в Лондон, а потом в Гонконг, прежде чем коллекционер решил, что она «не совсем ему подходит». Клиентской стороной платформы являются два приложения, Vortic Collect и Vortic VR, доступные в App Store. С помощью Vortic Collect коллекционеры могут посещать частные просмотры, аванпремьеры ярмарок и выставок. Напрямую связываться с галереями, а также примерять работы.

Керри Джеймс Маршалл, Untitled (Blot), 2015. © Kerry James Marshall. Courtesy the artist and David Zwirner, London.

Мега-галерея Hauser and Wirth делает еще больший шаг вперед, анонсируя появление у себя ArtLab, подразделения технологий и исследований. Первый проект будет представлять собой выставочную модель HWVR, «галерею будущего» (открытие запланировано на 2021 год). Цель: максимально расширить аудиторию за счет тех, кто готов надеть VR-очки, и художников, которые готовы создавать свои проекты специально для Hauser and Wirth с использованием новых технологий. Есть и те, кто не хотят переносить онлайн-форматы в офлайн, давно обратившись к потоковому вещанию. Они считают, что их аудитория давно готова потреблять цифровое искусство, хочет смотреть, покупать и транслировать арт только в интернете.

Дэвид Грин, основатель Daata (с 2012 года) полагает, что платная подписка имеет приоритет над индивидуальной покупкой. Большая часть трафика платформы Daata делится на три сегмента: выставка, потоковое вещание и телевидение. За ежемесячную абонентскую плату, начинающуюся с 10 долл., пользователи могут смотреть трансляции, создавать списки, выкладывать свои собственные произведения и пр. Daata обслуживает две аудитории: постоянных покупателей и артлаверов — тех, кто хочет только смотреть.

Другие компании приняли аналогичную, хотя и более коммерческую модель. Платформа Sedition (с 2011) предлагает возможность потоковой передачи любых произведений искусства, но только до тех пор, пока они не будут распроданы, взамен на подписку в 15 долл. в месяц. Компания Niio торгует цифровым искусством, с подпиской, начиная с 99 долл. Этот, более дорогой, сервис предоставляет доступ к обширному каталогу свежих медиа-работ, а также решений для управления коллекциями, к галерейным «арткастам» и услугам кураторов.

Елена Артеменко. Экспонат №4 из серии «Окаменелости», 2020. Мрамор. 18 x 9 x 7,5 см. Стартовая цена 100 евро. Аукцион Vladey.  «Всё по 100 на карантине. Торги Х. 20 июня 2020.

Идея покупать работы, сделанные здесь и сейчас через интернет, вошла в моду и в родном отечестве. На локальном рынке современного искусства стали заметно привлекательны онлайн-аукционы (Vladey, Sample) и новые cервисы для приобретения авторских работ (Teo by Cosmoscow).

Коллекционер и предприниматель Максим Боксер создал на Facebook группу Шар и крест, которая за пару месяцев выросла до 6 000 активных участников и даже успела сменить название. Пройдя премодерацию, художники продают в ней произведения за цены, не превышающие 10–20 000 рублей. Продавцы — они же покупатели. По правилам группы, продав три работы, надо одну купить, а продав десять, одиннадцатую пожертвовать в фонд сообщества. Художники покупают у художников, богема щеголяет своим вкусом, дилеры делают выгодные вложения. Суть в том, чтобы двигаться и приспосабливаться, оставаясь инклюзивным и привлекательным. Похоже, это и есть new normal. По меньшей мере в 2020.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит