Франциско Инфанте и Нонна Горюнова: преодоление непреодолимого

9 января 2020 г.

Кураторы Анна Зайцева и Ольга Свиблова подготовили ретроспективу Франциско Инфанте. Выставка под названием «Метафора, метафизика, метаморфоза» — это живопись, графика, эскизы проектов, позволяющие погрузиться в творческую лабораторию художника Франциско Инфанте, который работает в соавторстве с женой Нонной Горюновой более сорока лет.


По теме: Ретроспектива Лучо Фонтана в Москве

Франциско Инфанте родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области в семье испанского эмигранта. Франциско окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановку). «…Нас учили — вот дальний план, а вот ближний. Но все это было чистой техникой. А что такое искусство, нам не рассказывали. Для меня проблема искусства сводилась к росту собственного сознания», — вспоминает Инфанте. Его детство и юность совпали с периодом хрущевской «оттепели»: важным фактором, повлиявшим на Инфанте и молодых художников его круга, стало общение с греческим коллекционером Георгием Костаки, в доме которого они смогли познакомиться с шедеврами русского авангарда начала XX века. Уже в 1962 году девятнадцатилетний Франциско, блестящий академический рисовальщик, начинает работать с абстракцией и геометрией. В 1962 году он создает важную для понимания всего его творчества работу «Рождение вертикали».

Проект конструкции. Пространство-движение-бесконечность. 1963.

В 1963 году Франциско Инфанте создал этапную работу «Реконструкция звездного неба», выстраивая на небосклоне звезды в виде супрематических фигур Казимира Малевича. Полемизируя с претензиями русского авангарда на тотальное переустройство жизни, общества, каждого человека и природы, Инфанте артикулирует другую парадигму художественного сознания. Русский авангард начала XX века грезил о волевом переустройстве мира, а двадцатилетний художник другой эпохи, проблематизирует миф о бесконечной власти индивидуума над другими, в том числе над природой.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Пейзаж диктует». 1997.

Артефакты Франциско Инфанте и Нонны Горюновой отражают красоту и гармонию, возникающие в результате нового типа взаимоотношений природного и искусственного, где нет места доминированию одного над другим.

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Аппликации». 1993

В одном из своих интервью Инфанте говорит: «Художник творит для преодоления непреодолимого, ради самого божественного замысла человека, приоткрывая тайну устройства нашего мира, утверждая радость такой встречи».

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова Артефакты. Из цикла «Реверсивные инсталляции». 1997.

Работы Франциско Инфанте и Нонны Горюновой находятся в собраниях крупнейших российских и мировых музеев, среди которых: Центр Помпиду (Франция), Бруклинский музей (США), Художественный музей Базеля (Швейцария), Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Москва и др. Мультимедиа Арт Музей, Москва, до 16 февраля

Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты. Из цикла «Жизнь треугольника». 1976.