Ретроспектива Лучо Фонтана в Москве

Ретроспектива Лучо Фонтана в Москве
Лучо Фонтана (1899-1968) Пространственный концепт. Ожидание. 1961. Холст, акварель.

Мультимедиа Арт Музей представляет первую в Москве музейную ретроспективу знаменитого итальянского мастера Лучо Фонтана (1899–1968). Скульптора и художника, который протыкал, рвал и резал свои холсты.

По теме: Светильник-посвящение Лучо Фонтана

На уникальную ретроспективу в российском музее собрано около шестидесяти произведений: от первых скульптурных экспериментов Лучо Фонтаны 1930–40-х (Il fiocinatore, 1933–1934; Scultura spaziale, 1947) до зрелых спациалистских («пространственных») работ — знаковых серий «Разрезы» (Tagli) и «Смерть Провидения» (Fine di Dio), созданных в 1950-е.

Лучо Фонтана. Портрет Терезиты. 1940. Мозаика.

Новатор Лучо Фонтана рассматривал живописное полотно как основу для эксперимента, в котором обнаруживается новое пространство, находящееся за пределами двумерной плоскости изображения. Эти опыты привели к возникновению принципиально нового подхода к живописи, названного spatialism (spazialismo) — «спациализм». Именно к этому жанру изобразительного искусства, который он сам придумал, относится большинство его работ.

Лучо Фонтана. Пространственный концепт. 1949. Бумага, негрунтованный холст.

Основы спациализма Лучо Фонтана изложил в «Белом манифесте», где провозгласил единство скульптуры, живописи, радио, телевидения, науки и техники. Он считал, что в будущем не должно быть разделения между живописью и скульптурой, а изобразительное искусство должно преодолеть двумерность.

Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Рай. 1956. Хост, масло, стекло, смешанные медиа.

Произведения из серии «Отверстия» (Buchi) находятся в диалоге с работами из серий Inferno и Paradiso 1956 года, в которых поверхность картины дополнена осколками стекла и толстыми слоями краски. Среди работ серии Tagli находится монументальный шедевр Concetto spaziale, Attese, 1964 с двенадцатью надрезами на холсте. Искусство Лучо Фонтаны — это постоянный  диалог о преодолении границ материального и о попытках живописными средствами передать третье измерение.

Лучо Фонтана. Пространственный концепт. 1958. Железо.

«Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего...», — писал Лучо Фонтана.

Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Ожидание. 1965. Холст, водоэмульсионная краска.

Кураторам Елене Джеуне и Ольге Свибловой помогали собрать проект Фонд Лучо Фонтаны, Fondazione Prada, Музей Новеченто в Милане, Национальная галерея современного искусства в Риме и другие известные итальянские институции.

Лучо Фонтана. Пространственный концепт. Маленький театр. 1965. Холст, водоэмульсионная краска, дерево, лак.

• Ретроспектива Лучо Фонтаны, МАММ, Москва, 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020