Фламандские шпалеры на выставке в Москве

Фонд In Artibus и Эрмитаж представляют совместный проект — выставку фламандских шпалер XVI-XVII веков. Кураторы Татьяна Лехович, Анна Корндорф впервые представит публике никогда не экспонировавшиеся в Москве произведения шпалерного ткачества, вышивки, графики и майолики из частного собрания Инны Баженовой и коллекции Государственного Эрмитажа.


По теме: Эрмитаж впервые выставляет коллекцию шпалер XIX-XX веков

В экспозиции — шпалеры на исторические, библейские, пасторальные и аллегорические сюжеты, раскрывающие основной спектр иконографических мотивов фламандского ткачества XVI века.

Шпалера «Возвращение с охоты». Фландрия или Франция, вторая половина XVI в. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой

История безворсовых стенных ковров с изображениями соединится с научно-популярным экскурсом в их традиционную иконографию: рядом со шпалерами представлены гравюры на аналогичные сюжеты, керамические панно и блюда XVI-XIX веков. Сопровождать показ будут специально созданные для выставки видео.

Блюдо Dianbra B. Кастель Дуранте или Губбио, 1530-1540-е. Майолика. Собрание Инны Баженовой.

Шпалерные мануфактуры Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов пережили свой расцвет в XV-XVIII веках — любой европейский правитель считал необходимым украсить дворцы живописными по цвету коврами с религиозными, мифологическими и историческими сюжетами, сценами охоты и уборки урожая. Количество шпалер в королевских собраниях нередко достигало нескольких тысяч. Шпалеры утепляли каменные стены, служили перегородками и занавесями. Ими гордились не меньше, чем драгоценностями и стоили они гораздо дороже картин.

Вышитое панно «Аллегория мира Генриха II». Франция, начало 1560-х. Шерсть, шелк, вышивка гобеленовым швом по льняной ткани. Собрание Инны Баженовой

Самые старые фламандские шпалеры были изготовлены в XIII веке. Во Фландрии крупнейшими центрами изготовления в то время были города Турне и Аррас, которые получали множество заказов от Бургундствого герцога. В XIV веке шпалеры также начали делать в Брюгге, Ауденарде и Генте. В XVI-м получили признание Брюссель и Антверпен.

Шпалера «Встреча Иакова и Иосифа» из серии «История Иосифа»(?). Фландрия, Брюссель, 1590-1610-е. Шерсть, шелк, шпалерное ткачество. Собрание Инны Баженовой

Антверпен также превратился в торговый центр, откуда шпалеры продавались в остальную Европу. На старых шпалерах можно заметить метки производственных центров и мастеров. Эти мастера были организованы в гильдии. Порой даже такие известные художники, как Рубенс и Рафаэль, были авторами картонов. Среди других знаменитых ткачей можно отметить Питера Кука ван Альста, Питера де Паннемейкера и Франка Гейбельса.

«Тканое великолепие. Фламандские шпалеры XVI-XVII веков». Фонд, In Artibus. Москва, Пречистенская наб., 17. 22 ноября 2019 – 2 февраля 2020