Русский Йорданс: выставка самого фламандского художника в ГМИИ

Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1617-1618. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Якоб Йорданс представлен осенью в двух залах ГМИИ имени Пушкина — 18 картин кисти гения барочной живописи и его мастерской, а также 31 рисунок привезли со всей России. Куратор выставки — Вадим Садков.

Жанровые сцены, портреты и аллегории Якоба Йорданса написаны с особым чувством цвета и «страхом пустоты». В его работах не стоит искать пространственной глубины — все плотно, как избыточно-декоративная поверхность, темпераментно заполнено фигурами и предметами: полуобнаженными курпулентными торсами, сытыми собаками, кубками и графинами...

Якоб Йорданс. Автопортрет с родителями, братьями и сестрами. Около 1615; портрет был частично переписан Йордансом в конце 1630-х – первой половине 1640-х. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

«Самый фламандский из фламандских художников», счастливый семьянин женившийся на дочери своего учителя, Йорданс прожил благополучную долгую жизнь. После смерти своего друга Рубенса он занял важную должность главного художника родного Антверпена и решал какие крупноформатные произведения и у кого стоит заказывать для общественных зданий и антверпенских храмов.

Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Около 1622 – начало 1630-х. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

В домах русских аристократов Якоб Йорданс (1593–1678) стал «модным», вместе с другими фламандскими художниками, век спустя после своей смерти, во второй половине XVIII века. Это произошло благодаря Екатерине II, купившей его работы для собрания Эрмитажа. Выставленная в ГМИИ картина «Одиссей в пещере Полифема», которую Йорданс когда-то подарил cвоему другу Рубенсу, попала в государственный музей из семейного собрания Мусиных-Пушкиных.

Якоб Йорданс. Христос и самаритянка. Около 1650. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Что привезли в Москву? «Мелеагр и Аталанту» из Екатеринбургского музея, «Христос и самаритянку» из Нижегородского, «Пир короля» и «Павел и Варнава в Листре» из Пермского, а также «Оплакивание Христа» из петербуржской Александро-Невской лавры (полотно не покидало Троицкий собор с 1794 года). Не приехал, из соображений безопасности, только «Бобовый король». Ради этого барочного шедевра по-прежнему стоит отправиться в петербуржский Эрмитаж.

Якоб Йорданс. Похищение Европы. Около 1655-1660. Перо коричневым тоном, акварель и гуашь, по предварительному наброску черным мелом и сангиной. Государственный Эрмитаж

Выставка «Русский Йорданс» — начало крупного проекта ГМИИ. Его цель — рассказывать о богатых коллекциях, которые сформировались в российских региональных музеях.

Якоб Йорданс. Оплакивание Христа. 1650-е. Холст, масло. Троицкий собор, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург

В рамках выставки лекцию о художнике прочитает приглашенный гость — главный куратор Королевских Музеев изящных искусств Брюсселя доктор Йост Вандер Аувера.

• «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России»,  ГМИИ, Москва, до 30 ноября.