Эрмитаж впервые выставляет коллекцию шпалер XIX-XX веков

Эрмитаж впервые выставляет коллекцию шпалер XIX-XX веков

Эрмитаж впервые выставил коллекцию шпалер ­из собственного собрания. 20 экземпляров сотканы в Европе на рубеже XIX–XX веков. Из редких — «Поклонение волхвов» из мастерской Уильяма Морриса. Она создана по рисунку живописца и иллюстратора Эдварда Берн-Джонса 1887 года. Шпалера была приобретена коллекционером Сергеем Щукиным, до 1917 года она находилась в зале Гогена в его доме в Москве.

Некоторые из экспонатов поступили в музей из собрания императорского дома и украшали Зимний дворец, другие — из российских частных коллекций. На выставке показывают серию шелковых шпалер французской фирмы Braquenié, заказанную Николаем II для Зимнего дворца; ковер Фернана Леже и абстрактную композицию «Блеск огня» Жана Люрса, недавно приобретенную музеем.

«Поклонение волхвов». Фрагмент. William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898.
Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см
 
 

В XIX веке ведущие производители были вынуждены пересмотреть свой многовековой опыт. Мануфактура Гобеленов, возрожденная в период правления Наполеона, выпускала виртуозные, тончайшие копии живописных картин. Французские шпалерные мануфактуры в Бове и Обюссоне ткали, главным образом, декоративные панно для стен и ширм, обивки для мебели. Петербургская шпалерная мануфактура, перешла к выпуску напольных ковров.

«Блеск огня». Франция, Обюссон. Мастерская Дассонваля; Мануфактура Обюссона
Автор эскиза: Жан Люрса. Хлопок, шерсть. 158 х253 см
 

В XX веке для Обюссона работали Пикассо, Матисс, Ле Карбюзье, Жорж Брак, Сальвадор Дали, Марк Шагал... Благодаря им шпалера вернулась от копирования живописи к монументальности и декоративности.

В 1860-х годах движение «Искусство и ремесла» Уильяма Морриса провозгласило своей миссией возврат к ценностям и эстетике средневекового ремесла и сознательный отказ от промышленной механистичности. Моррис освоил ремесло средневекового ткачества и в 1881 году открыл собственную шпалерную мастерскую.

«Поклонение волхвов». William Morris & Co. Автор эсикза: Эдуард Коли Берн-Джонс, 1833-1898.
Время создания: 1890. Школа/Центр производства: Серрей, Мертоновское аббатство. Шерсть. 255х379 см
 

Одновременно с английской фирмой Морриса в Бельгии и Франции работала фирма братьев Бракенье (Braquenié), которая творчески перерабатывала традиции европейского ткачества XVII и XVIII веков. Здесь ткали ковры в несколько приглушенной, как будто выгоревшей охристой гамме. В 1899 году по заказу царя Николая II компанией было исполнено 15 ковров в стиле Буше и Фрагонара. Эти шпалеры в виде арки должны были украсить ниши на трех этажах Салтыковской лестницы Зимнего дворца.

Весна. Розы. Серия «Времена года». Франция, Париж. Королевская шпалерная мануфактура Гобеленов. Автор эскиза: Жюль Шере. 1911-1913. Шерсть, шелк. 280,0x176,0 см

На выставке представлена и серия «Времена года», созданная на мануфактуре Гобеленов. Эскизы выполнил Жюль Шере. Четыре времени года представлены в виде прекрасных женщин. Гобелены были подарены императрице Александре Федоровне президентом Франции Раймоном Пуанкаре во время его визита в Петербург 20–23 июля 1914 года.

• «Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа». Эрмитаж. Главный штаб. До 12 января 2020.