Коллекционер Зоя Галеева о проекте «Травма и перерождение» в галерее Anna Nova
18 сентября 2025 г.

Зоя Галеева, коллекционер и меценат, впервые представила 80 произведений современного российского и зарубежного искусства из своего собрания для проекта «Травма и перерождение» в галерее Anna Nova. В экспозиции — живопись, графика, фото, скульптура, керамика таких художников, как Саша Кокачёва, Ирина Корина, Александра Гарт, Патриция Айрес, Евгений Антуфьев, а также предметный дизайн от Odingeniy. На трех этажах галереи Anna Nova куратор выставки предложил метафорично рассмотреть коллекционирование как процесс трансформации и личной терапии. INTERIOR+DESIGN поговорил с Зоей Галеевой о том, как собирается искусство и что чувствует коллекционер при покупке произведений.
По теме: Основательница Anna Nova Gallery Анна Баринова: «Арт-рынок в России формируется прямо у нас на глазах»

Как вы выбираете работы в коллекцию?
Для меня в первую очередь важен личный отклик — эмоциональная связь с произведением. Мне важно понимать, что с этой работой я смогу жить, что она будет органично существовать в моем пространстве и отражать мой внутренний опыт. Имя художника или его рыночная значимость никогда не были определяющими факторами. Иногда это может быть работа малоизвестного автора, но она говорит со мной на очень честном и глубоком уровне, и тогда выбор очевиден. Сейчас в моей коллекции более 500 работ.

Как отбирались работы для выставки «Травма и перерождение»?
Тему выставки я придумала сама, а выбор конкретных произведений — это прерогатива куратора. В целом я согласна с предложенной им логикой. Для нас было важно создать диалог между российскими и зарубежными художниками, показать разные художественные языки и то, как они перекликаются. В основе лежит идея сопоставления личных и коллективных переживаний, разных культурных контекстов, которые тем не менее сходятся в одном поле — поиске внутренней трансформации.

Прокомментируйте некоторые работы авторов на выставке. Что они для вас значат?
В моей коллекции есть работы самых разных художников, и каждая из них значима по-своему. Например, «Мутант» Олега Доу для меня — это дань времени и визуальной моде, размышление о том, каким может быть новый эстетический идеал. У Евгения Антуфьева я ценю мифическую красоту и его умение работать с материалом так, что вещи становятся почти артефактами древних ритуалов. Скульптуры Патрисии Айрес олицетворяют травму и одновременно сопротивление ей: они напоминают тела, подвергшиеся насилию и контролю, но излучают невероятную силу.

Совсем иначе действует пространство Ириной Кориной — ее инсталляции превращают привычные материалы в мистифицированные миры, где бытовое сталкивается с метафизическим. Никита Селезнев работает с понятием «нормы» — будь то бетонные конструкции или скульптуры, созданные с помощью 3D-печати; в его практике я вижу оммаж Томасу Шутте и в то же время очень самостоятельный голос. Для меня важно и то, что в работах Саши Кокачёвой звучит тема взросления в начале 90-х: ее произведения возвращают эмоциональную связь с прошлым, превращая память в художественный образ. А керамика Даниила Антропова — это всегда красота и боль, его объекты рождаются из хаоса и распада, чтобы снова обрести форму и показать, что материя и есть процесс постоянного перерождения.



Как вы считаете, что делает произведение современного искусства успешным?
Я считаю, что успех произведения современного искусства определяется не только его формальными качествами или именем автора. Оно должно вызывать эмоциональный и интеллектуальный отклик, цеплять зрителя, заставлять задуматься. Для меня важно, чтобы работа отражала дух времени, фиксировала ключевые проблемы и социальные процессы, которые нас окружают. Тогда она становится не просто красивым объектом, а свидетельством эпохи и способом разговора о том, что нас действительно волнует.
До 12 октября 2025
