Арт-критик Марина Ширская — о переезде коллекции Центра Помпиду в Гран-Пале
28 июля 2025 г.
С конца 2025-го по 2030 год Гран-Пале станет временным домом для главной коллекции современного искусства Франции. Марина Ширская, куратор, арт-критик и автор INTERIOR+DESIGN, рассуждает о смене адреса как метафоре
Иногда кажется, что Париж управляет своими культурными институциями как театральным спектаклем. Сначала — громкие реставрации, потом не менее громкие «возвращения» и обязательно — неожиданные повороты сюжета. Закрытие Центра Помпиду на пять лет стало одной из таких новостей: вроде бы ожидаемой, но все равно звучащей как расставание. Но теперь мы знаем, что это не прощание, а переезд — и довольно эффектный.
По теме: Паола Пиви прислонила 20-метровую надувную лестницу к Гран-Пале

С конца 2025 года коллекция Центра Помпиду переедет в Гран-Пале. Да, в тот самый павильон с гигантским стеклянным куполом, построенный для Всемирной выставки 1900 года, символ Французской Республики, который с тех пор стал площадкой для всего на свете: от скачек Hermès до Art Basel. И в котором только 19 июня 2025 года завершился четырехлетний капитальный ремонт.

За обновление отвечала студия Chatillon Architectes, известная тонким подходом к наследию и умением делать исторические здания удобными для современного зрителя. Итог — редкий пример того, как реставрация работает и на эстетику, и на практику. Архитекторы расчистили визуальные оси, вернули зданию пространственную ясность и адаптировали его к реальности XXI века — с кафе, логистикой, лифтами, новыми маршрутами.

Итак, до 2030 года одна из самых значительных коллекций модернизма и современного искусства в мире — Пикассо, Кандинский, Соня Делоне, Сера, Марк Леки, Бекман, Жан Дюбюффе и тысячи других — получит временный дом в Гран-Пале. Она займет часть центрального нефа и освободившиеся пространства бывшего Palais de la Découverte. Там же обустроят вход. И, судя по всему, нас ждет новая экспозиционная драматургия. Временный музей в парадном зале республиканской архитектуры — это не просто смена декораций. Это буквально смена интонации. Центр Помпиду всегда был немного хулиганом среди музеев: цветные трубы, модульные выставки, отказ от иерархий. Гран-Пале, наоборот, — монумент, пронизанный порядком. Их союз может стать либо катастрофой, либо редким симбиозом: дух 1968 года встречает дух 1900-го.

В этой истории привлекает не столько логистика (скорее всего, и ярмарки, и временная экспозиция будут сосуществовать на взаимовыгодных началах), сколько архитектурная метафора. Здание, которое само пережило реконструкцию, временно принимает другое здание — тоже на реконструкции. Один организм становится временным сердцем другого. У Pompidou появляется шанс заново осмыслить себя — не в провокации, а в диалоге с классическим пространством. А Гран-Пале получит возможность стать не только ярмарочной площадкой, но и настоящей институцией. Идеальный сценарий.
