Révélations 2025: мастерство, эксперимент и преображение материала
3 июня 2025 г.
В Париже в отреставрированном Гран-Пале с 21 по 25 мая проходила седьмая Biennale Revelation. В этом году в биеннале приняли участие более 550 художников, дизайнеров и мастерских из 35 стран, что стало рекордом за всю историю проекта
В отличие от парижской ярмарки коллекционного дизайна PAD, работающей в логике арт-рынка и формирующей контекст, в котором предмет дизайна не только функционален, но и инвестиционно привлекателен, или от крупнейшей коммерческой выставки дизайна Maison et Objets, представляющей актуальные тренды и серийную продукцию для профессиональной аудитории, Révélations, организованная Ateliers d’Art de France, предлагает гуманитарный, исследовательский взгляд на природу формы, материала и производства.
По теме: Внутренний сад: выставка в галерее Мии Карловой в Амстердаме
Это скорее больше похоже на формат биеннале современного искусства, но про ремесло, процессы, материалы от дерева и керамики до стекла и текстиля, хотя на многих работах стоят ценники и рядом с многими видны красные точки, свидетельствующие о том, что их уже приобрели. Ее участниками чаще становятся студии, мастерские, индивидуальные художники и институции, например, ремесленные школы и региональные ассоциации.

Среди посетителей — кураторы, арт-критики, институции, заинтересованные в глубоком диалоге между ремеслом, искусством и дизайном. Главная цель Revelations — продемонстрировать художественное ремесло как форму интеллектуального и эстетического высказывания.

Каждой выставке Révélations предшествует выбор художника, чья работа становится символом биеннале. В 2025 году ею стала скульптура Rock Mountain#1 Марии Банг Эсперсен. Метод работы Марии со стеклом напоминает создание леденцов: горячее стекло многократно растягивают, складывают и снова растягивают, добиваясь сложной формы и текстуры. Воздух, застывший между слоями, отражает свет и создает эффект мягкой ткани. Скульптура точно отражает дух биеннале — мастерство, эксперимент и преображение материала.

Традиционный раздел Révélations называется Le Banquet, и он же является ее символическим центром — это своеобразный международный диалог культур: здесь представлены стенды различных национальных школ из разных стран мира. В этом году их официально заявлено 12 — вместе с Италией, получившей статус особого гостя программы, в этой секции участвовали стенды Квебека, Южной Кореи, Бангладеша, Бразилии, Грузии, Греции, Ирландии, Малайзии и Филиппин. Но, по сути, стран представлено несколько больше, потому что в раздел Латинской Америки вошли, в частности, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика и Перу. А французские заморские территории показали работы артизаналов с Карибских островов и с островов Французской Полинезией.


Италия, ставшая почетным гостем, представила масштабный национальный павильон, организованный при участии Fondazione Cologni dei Mestieri d’Arte. Экспозиция объединила работы, выполненные в традиционных материалах и техниках, — от каррарского мрамора и муранского стекла до флорентийской мозаики и шелка из Комо. Среди участников — Рикардо Гатти, скульптор, оживляющий мрамор в выразительных, почти органичных формах; Энзо Берти и Memmo.Venezia с необычными для художественного стекла геометрически четкими, матово-непрозрачными, очень сочных расцветок красного, оранжевого и желтого арт-объектами.


Из павильонов, которые бы хотелось отметить особенно, — презентации Чили, Филиппин, Южной Кореи и Грузии. Чилийский павильон, исследуя метафору текстиля как путеводной нити, где переплетение, завязывание узлов и плетение разворачиваются как акты сопротивления и сохранение памяти, показал художников, работающих в направлении fiber art и использующих материалы от традиционных нитей (Agostina Branchi) до стеблей квилении — особого вида местной лианы (Raquel Aguilar Colivoro), лент из агар агара (Marcela de la Vega) и конского волоса (Rita Soto Ventura).
.jpg.webp)
Стенд Южной Кореи представил шесть художников, чьи работы демонстрируют новое прочтение традиционных ремесленных техник через инновации и тонкое чувство материала. Экспозиция, объединенная темой «От земли к душе», раскрывала поэтичную связь между природой, временем и материалом. Особенно интересными представляются работы, выполненные из серебра, в которых традиционная техника его обработки принимает неожиданные современные формы (Cho Sungho), ажурные скульптуры из металла (Ko Hyejeong) и масштабные многослойные панно из бескислотной бумаги (Hong Jaekyung).


Филиппинский стенд, подготовленный Design Center of the Philippines, отразил философию artisan-créateur — создателя, работающего в глубокой связи с природой, культурой и традициями. Восемь представленных художников переосмыслили филиппинское ремесло, сочетая местные материалы (абаку, шелк пинья, траву когон, металл, ракушки) и традиционные техники с современными художественными практиками, чтобы показать их в диалоге между природой, традицией и творческим поиском. Среди представленных работ особенно выделялась гигантская цветочная гирлянда — результат коллаборации художника по текстилю Olivia d’Aboville и художника по металлу Jude Teotuico.

Стенд Грузии на выставке представил современное ремесленное искусство, вдохновленное богатым культурным наследием страны, особенно ее древней винодельческой традицией. Экспозиция объединила керамику и текстиль, созданные художниками Национальной академии искусств — Ekateriné Geguchadze, Lika Tagvadze, Anna Kalandarishvili, Taliko Toidze.


В целом же очевидно, что Révélations — это, безусловно, площадка, где можно увидеть, как формируется новый язык современного художественного ремесла — язык материала, ручного труда и культурной памяти. Здесь каждый объект рассказывает свою локальную историю и вступает в диалог с глобальным контекстом, открывая неожиданные смысловые связи. И что не менее важно, это шоу дает понимание того, что ремесло в XXI веке — это не возвращение к прошлому, а способ думать о будущем.
