BRAFA 2025: 70-летие Брюссельской художественной ярмарки
29 января 2025 г.
Арт-критик и куратор Марина Ширская — о Брюссельской художественной ярмарке (BRAFA), которая отмечает свое 70-летие с 26 января по 2 февраля 2025 года в Brussels Expo
Основанная в 1956 году BRAFA — одна из старейших и наиболее престижных художественных ярмарок в мире. Начав со специализации на старых мастерах и антиквариате, с годами она переросла в мероприятие, где пересекаются времена и культуры, где пространство залов наполнено дыханием прошлого и пульсом современности.
По теме: BRAFA 2024: столетие сюрреализма
Приезжающие сюда галереи охватывают более 20 категорий искусства: от геологических окаменелостей до античности, от старых исторических плотен до современного искусства, включая живопись старых мастеров, классическое африканское искусство, антикварную и дизайнерскую мебель XX–XXI веков, ювелирные изделия, редкие книги и прочие артефакты, способные украсить самые требовательные коллекции кабинетов редкостей.

Событие проходит в павильонах Brussels Expo, по соседству со знаменитым павильоном «Атомиум», и собирает ценителей искусства, коллекционеров, музейных кураторов и дизайнеров интерьера со всего мира. Галеристов, которые годами, несмотря на мировые катаклизмы, хранят лояльность ярмарке, привлекает сюда не только весьма состоятельная публики (а бельгийцы считаются хранителями старых денег и серьезными коллекционерами), но и длительность проведения ярмарки. Она проходит в течение 11 дней, включая дни, когда ярмарка открыта только для специалистов, что довольно редко для подобных мероприятий. Те же Design Miami или Salon Art + Design длятся всего по шесть дней.

А взыскательные коллекционеры в свою очередь отдают предпочтение ярмарке, доверяя авторитету отборочного комитета, который проводит экспертную оценку представляемых работ и их сопоставление с электронной базой данных украденных произведений, которая хранит информацию о предметах искусства, числящихся пропавшими еще со времен Второй Мировой войны, гарантируя таким образом качество, редкость и уникальное происхождение всех представленных на ярмарку объектов.

Тем не менее, осознавая свою легендарную историю, организаторы ярмарки смотрят в будущее и уделяют особое внимание привлечению молодых коллекционеров, а также обучению и воспитанию последних, поскольку интерес и понимание ценности работ старых мастеров приходит только с накоплением определенного запаса знаний. В этих целях на BRAFA даже запустили экскурсии для детей. А для молодых коллекционеров, отличающихся более эклектичными вкусами, галеристы стараются представить на своих стендах инсталляции, которые бы показывали классические, но вневременные шедевры старых мастеров наравне со значимыми именами современных авторов.

Цены на BRAFA также довольно демократичны. Так, самой первой за 125 000 евро была продана выполненная на бумаге работа Аниша Капура Untitled (2007). Венская галерея Florian Kolhammer просила 40 000 евро за «Букет цветов» (1927) Жана Дюфи. Stéphane Renard Fine Art предлагала небольшой этюд с изображением лошадей (1820–1821) Теодора Жерико за 32 000 евро. Galleria Stern Pissarro выставила две гуаши Марка Шагала Le traineau (1950) и Les glaieuls (1950) — 475 000 и 450 000 евро соответственно. Скульптура Энтони Гормли Before Two весом 1100 килограммов продавалась за 650 000 евро. А коллаж недавно почившего художника Христо «Ворота» (проект для Центрального парка в Нью-Йорке), созданный в 1998 году, был выставлен за 135 000 евро. Коллекционеры Энди Уорхола могли пополнить свои собрания на стенде лондонской Gilden’s Art Gallery, где была вывешена картина «Салли Куинн» (1986) за 72 000 евро, а также в Galerie Von Vertes, где предлагалась акриловая работа с изображением знаменитого сюжета «Суп Кэмпбелла» (1986) за 280 000 евро. Панель Виктора Вазарели «Ситра» можно было приобрести в Galleria di Zurigo за 280 000 евро.

В этом году участие в ярмарке приняли 130 галерей из 15 стран. Среди экспонатов, прошедших строгий контроль, такие необычные объекты, как, например, привезенная Stone Gallery передняя нога шерстистого мамонта (Mammuthus primigenius) высотой более двух метров, найденная в Северном море, и ихтиозавр из Хольцмадена с двумя эмбрионами, возраст которого составляет 180 миллионов лет.

Галерея Marc Maison из Франции привлекла внимание стендом, посвященным египтомании, охватившей Европу в XIX веке. Самым заметным экспонатом стала монументальная кровать, созданная мастером Луи Малярдом и представлявшаяся на Всемирной выставке 1889 года. Ее автор не просто позаимствовал несколько мотивов из орнаментального репертуара Древнего Египта, но и умножил ссылки, разместив по обе стороны от кровати сидящие фигуры египетских богов, которые служат прикроватными столиками.

Поклонники ар-деко могли обнаружить элегантный двухдверный шкаф из шагреневой кожи работы Жана Паско примерно 1940 года. Его привезла Galerie Mathivet. На стенде бельгийской New Hope Gallery представляли кресло-тотем Филиппа Дрюйе, 80-летнего художника комиксов, чьи футуристические, фантасмагорические работы оказали влияние на несколько поколений. Оно изготовлено из нержавеющей стали, которая была отполирована, отчеканена и инкрустирована горным хрусталем и гравированным стеклом. На этом же стенде представляли культовое кресло Chieftain, спроектированное архитектором и дизайнером Финном Юлем. Галерея Hadjer привезла гобелен под названием La Femme et le Moineau, созданный в 1957 году известным архитектором и художником Ле Корбюзье. Стенд галереи Maison Rapin украшал культовый модульный диван Safari от Archizoom Associati.

Поддерживая молодых бельгийских дизайнеров, галерея La Forest Divonne первый раз вывела на просторы ярмарки текстильные работы KRSJT studio, показав монументальный гобелен, созданный в стенах их мастерской в Zaventem. Дуэт Жюстин де Мориаме и Эрика Шиллебекс зарекомендовал себя как один из самых интересных проектов, занимающихся возрождением гобелена в современном искусстве. Буквально на прошлой неделе их гигантская инсталляция украшала вход на ярмарку Ceramic Brussels.

Среди новичков на BRAFA — брюссельская Objects with narratives, которая уже покорила PAD Paris, PAD London, Design Miami Basel. Свою дебютную презентацию под названием L’Élan Belge («Бельгийский импульс») галерея посвятила современным бельгийским дизайнерам, гордо доказывая, что в столь небольшой стране сегодня сосредоточена огромная концентрация дизайнеров, создающих функциональные объекты, попадающие под определение коллекционный дизайн. На выставке были представлены работы Лионеля Жадо, Бена Стормса, Владимира Славова, KRJST Studio, MaisonJonkers и других.

Рассказывая о BRAFA, нельзя не упомянуть об инсталляции, которую из года в год создает на своем стенде генеральный партнер ярмарки Delen Private Bank. Она представляет собой групповую выставку объектов искусства и дизайна, которые гармонично встроены в интерьеры дочерью владельца банка, декоратором Анн-Софи Делен. Ее вариации на тему модных интерьерных трендов, как правило, становятся путеводной нитью для дизайнеров и декораторов на весь грядущий год. Она любит интегрировать и сталкивать в этих интерьерах противоположности во всех их ипостасях, затевать противостояние поколений, материалов, техник, дизайна и искусства. В диалог вступают как молодые художники и дизайнеры, так и уже известные творцы. В этом году мы видим стремление Анн-Софи Делен к разным оттенкам терракотового и серо-зеленого. Совсем отсутствуют яркие кричащие цвета. Ее по-бельгийски сдержанная эклектика позволяет совмещать в одном пространстве предметы датских дизайнеров середины XX века и современные объекты из листового неокрашенного металла. Здесь много дерева насыщенного темно-коричневого оттенка. Керамическая скульптура также по-прежнему в тренде. Отбирая работы для инсталляций, декоратор, как правило, сотрудничает с частными галереями, фондами и музеями. Так, в этом году здесь были замечены предметы из амстердамской Mia Karlova Gallery. В инсталляцию Delen из галереи, в частности, попали скульптура Continuum Юлии Батыровой и Марата Мухаметова, мозаичное панно Ольги Малыгиной и кресло OBI Ольги Энгель.

И в заключение — о традиции ярмарки BRAFA каждый год выбирать приглашенного художника, который создает яркую запоминающуюся инсталляцию. За последние годы такими гостями были Гилберт и Джорд, Христо, а в прошлом году на волне ажиотажа вокруг празднования 100-летия зарождения сюрреализма Фонд Поля Дельво создал инсталляцию по мотивам работ художника. В этом юбилейном году почетного приглашения удостоилась Жоана Вашконселуш — мультидисциплинарный художник и культовая фигура современного искусства, которая превратила текстиль, ремесленные традиции и новейшие технологии в мощный инструмент высказывания. Она работает на стыке инсталляции, скульптуры и мультимедиа, раздвигая границы восприятия материалов и форм. Вашконселуш виртуозно меняет правила игры, поднимая вопросы гендера, феминизма и культурной идентичности с иронией и масштабом.

Ее звездный путь начался на Венецианской биеннале 2005 года, где она представила провокационную работу A Noiva — гигантскую люстру, полностью сделанную из тампонов. Этот объект стал вызовом обществу и закрепил за художницей статус смелого новатора. Признание Вашконселуш укрепилось в 2012 году, когда она стала первой женщиной и самой молодой художницей, чьи работы украсили Версальский дворец. Ее масштабные эксцентричные инсталляции привнесли дух современности в исторические интерьеры. В 2018 году ее имя вписалось в историю музея Гуггенхайма в Бильбао, а в 2023-м — галереи Уффици во Флоренции, где ее произведения соседствовали с шедеврами Леонардо, Микеланджело и Караваджо.

Особое место в творчестве Вашконселуш занимает серия «Валькирии» — монументальные текстильные инсталляции, вдохновленные, как сказала сама художница на пресс-конференции, музыкой Вагнера и аллегорически воплощающие в себе образ сильной женщины-защитницы. Для их создания она использует португальские кружева, вышивку, шерсть, пайетки, перья и современные светодиоды. Каждая «Валькирия» создается для конкретного пространства и занимает все предоставленное ей пространство, как гигантский причудливый дирижабль паря под сводами зала.

На юбилейной BRAFA художница представила новую работу из этой серии Valquíria Inari, ставшую центральной инсталляцией ярмарки. Эта текстильная скульптура переосмысляет скандинавскую мифологию через современную оптику, подчеркивая роль женщины как силы, способной трансформировать мир. Несколько галерей поддержали почетного гостя, представив ее работы на своих стендах. Среди них известная в Брюсселе галерея La Patinoire Royale Bach с работами Blue Moon, Blue Rose, Salada de Fruta, а также работой Drop #1, цена на которую составила 85 000 евро. Галерея Collectors Gallery с работой The Extravaganza и Galerie Nathalie Obadia Retro с текстильными скульптурами Oasis и Arabesques.
