Ленд-арт Джима Деневана: переосмысление мира через масштаб

30 июня 2024 г.

Американский художник Джим Деневан (Jim Denevan) работает с природными ландшафтами Земли, создавая уникальные работы из песка, земли и льда, которые могут простираться на километры.


По теме: Эрик Булатов: свобода в жизни и искусстве

Зрителей, которые случайно оказываются один на один с фантастическим пейзажем, автор приглашает к исследованию того, как мы взаимодействием с миром вокруг. Он создает пространство для взаимодействия с искусством вне стен классических музейных институций.

В своем творчестве Джим Деневан чаще полагается на интуицию, чем на точные математические расчеты. Сложные композиции со временем деформируются под действием приливов, ветра и других природных факторов.

Самым амбициозным проектом художника на сегодняшний день является его ленд-арт инсталляция Self Like, реализованная на острове Фахид в Абу-Даби в рамках первого выпуска выставки Manar Abu Dhabi, кураторами которой выступили Рим Фадда и Алия Заал Лута. Работа впечатляет масштабами: она заняла площадь около одного квадратного километра и достигала в высоту 27 метров.

Джин Деневан начал работу над ней с простого круга, нарисованного на песке, который затем превратил в сложный узор мандалы, состоящий из 19 концентрических колец, образованных 448 пирамидами и курганами. Инсталляция была отрыта для посетителей, которые могли взаимодействовать с ней и осматривать ее с разных точек, каждый раз открывающих новый вид на сложную ландшафтную композицию.

История создания работы глубоко связана с природным контекстом. Она появилась в месте, где в единую картину сливаются город, пустыня и море, и стала синтезом природного начала и творческой силы преобразования человека. Эфемерная красота Self Like проявляется каждый по-разному в зависимости от освещения, времени дня и ночи. В сумерках в ячейках загораются фонари, создающие мягкое теплое сияние.

Инсталляция в Калифорнии. Фото Питера Хинсона, из архивов художника

Проект был построен на тесном взаимодействии с местным сообществом: волонтеры помогали создавать пирамиды и отдельные детали для инсталляции. Сотворчество имеет символический смысл: совместная работа делает искусство ближе аудитории и к локальному контексту.

Инсталляция в Калифорнии. Фото Питера Хинсона, из архивов художника
Работа на пляже Big Sur в Калифорнии. Фото Патрика Трефза, из архивов художника

Работа Two Triangles в Калифорнии, 2007. Фото Патрика Трефза, из архивов художника
Инсталляция на пляже San Gregorio State Beach. Фото Питера Хинсона, из архивов художника
Джим Деневан. Фото Питера Хинсена, из архивов художника

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит