Глина как инструмент критики и сатиры: выставка в Нью-Йорке

Первое крупное музейное исследование юмора и непочтительности в современной керамической скульптуре решили провести в Музее искусства и дизайна (MAD) в Нью-Йорке. Выставка Funk you too! объединила 50 произведений искусства, созданных за период с 1960-х годов до наших дней, в которых глина используется как инструмент критики и сатиры. 


По теме: Тренды 2023/2024: топографические объекты Джуз Китсон

Керамика в стиле фанк впервые появилась на Западном побережье Соединенных Штатов в 1960-х годах и была создана группой художников, противопоставлявших себя и свое творчество истеблишменту и ожиданиям традиционного «высокого искусства». Среди авторов поколения фанк периода с 1960-х по 1980-е годов, чьи работы ярко иллюстрируют этот новаторский сдвиг в области керамического искусства, такие важные имена как Роберт Арнесон (Robert Arneson), Виола Фрей (Viola Frey), Патти Варашина (Patti Warashina) и Говард Коттлер (Howard Kottler).

Исследуя потенциал юмора и непочтительное отношение своих предшественников, современные художники используют силу хорошей шутки для отражения самых насущных социальных и политических проблем сегодняшнего дня. При этом для многих из них юмор стал не просто эстетической стратегией. Такие художники, как Диана Есения Альварадо (Diana Yesenia Alvarado), Алекс Андерсон (Alex Anderson), Генезис Беланже (Genesis Belanger), Шариф Фарраг (Sharif Farrag), Сальвадор Хименес-Флорес (Salvador Jiménez-Flores), Руби Нери (Ruby Neri), Вуди Де Отелло (Woody De Othello), Алаке Шиллинг и Мариам Юсиф (Maryam Yousif), используют выразительную фигуративность, антропоморфизм и мультяшную любительскую эстетику, формируя доступную каждому платформу для диалога и повествования.

Их работы, отталкиваясь от наработок их предшественниками в эпоху расцвета фанк-арта, гораздо большим разнообразием отражают мир современного искусства, в котором иерархические границы между ремеслом и искусством растворяются.


Генезис Беланже. Никогда не знаешь, что получишь, керамогранит и фарфор, 2021.

Среди исторических работ выделяется гигантская, больше человеческого роста, женская скульптура Виолы Фрей и собака с автопортретом Роберта Арнесона, далее, но не в хронологическом порядке, расположены бьюти-сеты с набором идеальных глаз, губ и ушей от нашей современницы Генезис Беланже. Ее керамические скульптуры своей эстетикой напоминают 3D- комиксы: Генезис обращается к различным клише, связанным с миром современной женщины, — от эталонов красоты до привычек, от которых некоторые не хотят отказываться, даже если подвергают свою жизнь опасности. 

Мариам Юсиф. Космическая сумочка: сквозь полевые цветы, глина, глазурь, 2022.
Виола Фрей. Групповая серия: Опрос женщины 1, фаянс, глазурь, подглазурная роспись, 1988.

Интересны тотемы мексиканеца Сальвадора Хименес-Флорес. Он через свои инсталляции, в которых использует выразительные автопортреты, обращается к проблемам колонизации и миграции коренных народов в ответ на предвзятые комментарии Дональда Трампа об иммигрантах.

Выставка продлится до 27 августа 2023.

Алаке Шиллинг. Медвежонок любит алаке, керамика, глазурь и эмали. 2017.

Вдохновляйтесь ВКонтакте с нами