«Выбор Добычиной»: история 5 работ с выставки

Сегодня имя Надежды Добычиной, галеристки, куратора и коллекционера, практически неизвестно широкой публике. Однако в 1910-х годах ее знала вся петербургская интеллигенция. В основанном ею Художественном бюро выставлялись картины тогда еще непризнанных Марка Шагала и Юрия Анненкова, проходили громкие выставки авангардистов. Погрузиться в атмосферу Бюро — главной независимой галереи Петербурга начала XX века — можно в Музее русского импрессионизма на выставке «Выбор Добычиной». Подобно тому, как Надежда Добычина отбирала работы для выставок и своей коллекции, мы выбрали произведения, мимо которых нельзя пройти.

выставки в Москве 2023 фото

Александр Головин. Портрет Н. Е. Добычиной, 1920

Многие художники, с которыми дружила и работала Надежда Добычина, писали ее портреты. Часть из них — картины Натана Альтмана, Николая Бенуа, Константина Сомова и других — были созданы для личной коллекции галеристки.


По теме: Инсталляция берлинских художников в венецианской церкви

Однако один портрет кисти Александра Головина Добычина так и не приобрела в свое собрание. Возможную причину такого исхода событий в своем дневнике объяснила Любовь Шапорина — художница и создательница театра марионеток: «У Головиной (вдовы живописца) висит хороший портрет Добычиной А. Я. Головина. Она там страшная, ростовщица, вся в черном с белой серебристой отделкой. За этот заказанный портрет она не заплатила, и Антонина Яковлевна ей его и не отдала». Точно неизвестно, почему Добычина не купила картину: вероятно, портрет действительно ей не понравился. В 1937 году картина была приобретена у вдовы художника Русским музеем, где хранится по сей день.

выбор добычиной выставка фото

Наталия Гончарова. Стрижка овец, 1908-1909

Одна из самых резонансных выставок Бюро состоялась в 1914 году. Это была первая в столице персональная экспозиция Наталии Гончаровой. Через несколько дней после вернисажа из нее были временно удалены 12 картин. Причиной этому послужила заметка в газете «Петербургский листок»: ее автор требовал немедленного снятия с выставки 12 работ на библейские сюжеты, на которых лики святых «отвратительно искажены».

Эта статья разделила публику на два лагеря — критикующих художницу и восхваляющих ее. К последним относился искусствовед Александр Ростиславов, который называл Гончарову «сверкающим талантом»: «В ее „уродливых“, то есть крайне схематизированных фигурах, пейзажах — жизнь, характер, движенье, даже индивидуализация типов. И при этом чисто живописно-композиционная красота картины обусловлена отчасти именно уродством фигур. Таковы, например, картины „Покос“, „Стрижка овец“ (удивительно тонко движение и выражение фигур), „Бабы с граблями“».

выставка выбор добычиной фото

Надежда Удальцова. Молоток и кружка, 1915

Добычина часто предоставляла Бюро для проведения сторонних выставок. Одна из них, последняя футуристическая выставка картин «0,10», вошла в историю мирового искусства. Именно там в декабре 1915 года Казимир Малевич впервые представил публике свой «Черный квадрат» и новую живописную систему — супрематизм.

Всего в экспозиции «0,10» было показано около 150 работ 14 художников и художниц: семи мужчин и семи женщин. При этом картины многих из них — Альтмана, Каменского, Розановой, Удальцовой — уже выставлялись в Бюро. Среди участников выделялась группа Малевича с последователями и московские художники: Татлин, Пестель, Удальцова и Попова. Последняя из-за разногласий с Малевичем над входом в «московский» раздел написала: «Комната профессионалов живописи».

Надежда Добычина картины фото

Илья Машков. Натюрморт, 1915

В 1916 году в Художественном бюро прошли сразу две «Выставки современной русской живописи», на которых демонстрировали различные течения авангарда: от умеренных до радикальных.

Первая выставка насчитывала 375 экспонатов. Два зала, отданные под 69 работ Ильи Машкова и 29 работ Петра Кончаловского, вызвали бурю эмоций у критиков. Так, после открытия выставки в газете «Петроградский листок» можно было встретить следующие утверждения: «Г-жа Н. Е. Добычина с каким-то злым юмором распределила экспонентов по палатам… то бишь, по комнатам: 1-я комната — сидит г. Машков, 2-я комната — сидит г. Кончаловский и т. д. И когда проходишь по этим „палатам“, то невольно приходят на ум палаты Удельнинской больницы». Нелестно отзывались и о натюрмортах Машкова: «И тут же дикие, нелепые, ничем не оправдываемые краски. <. . .> Целые ряды лубочных Nature-morte с грубо кричащими красками дополняют эту первую комнату».

новые выставки в Москве фото

Абрам Архипов. Владимирская слобода, конец XIX — первая четверть XX в.

Не все задуманные выставки Надежде Добычиной удалось реализовать в своем Бюро. Таким неслучившимся проектам посвящена экспозиция на третьем этаже Музея русского импрессионизма. Среди них — «Провинция в изображении русских художников», которая была запланирована в 1914 году после персональной экспозиции Яна Ционглинского. Из газеты «Биржевой день» известно, что в состав комитета по устройству этой выставки вошли Николай Рерих, Мстислав Добужинский, Дмитрий Кардовскии и Натан Альтман. Экспозиция должна была включать в себя работы Абрама Архипов, Роберта Фалька, Бориса Кустодиева и других художников.

Выставка «Выбор Добычиной» продлится в Музее русского импрессионизма до 24 сентября.

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит