Мария Кошенкова: стеклу подвластны любые эмоции

Мария Кошенкова работы фото

Скульптор Мария Кошенкова (р. 1981) — экспериментатор, превратившая хрупкий материал в идеальное медиа, которому подвластны любые концепции и эмоции. Это особенное видение стекла поражает и вызывает интерес множества международных институций и галерей — работы экспонируются на значимых площадках от Москвы до Японии. Она считает, что стекло — «уникальное скульптурное медиа, обладающее всей палитрой живописи». 


По теме: Проект Марии Кошенковой на выставке Charlottenborg Spring Exhibition 2020

Мария Кошенкова работы фото
Работа над эскизами серии The Caretakers 2022

Мария Кошенкова работы фото
 Эскиз The Caretakers. SVFK WiledMushroom . 2022. Koshenkova Drawings

Во время 59-й Венецианской биеннале ее произведения стали частью Датского павильона с проектом We Walked the Earth. Сольные выставки в разные годы прошли в Санкт-Петербурге (Marina Gisich Gallery), Париже (Clara Scremini), Копенгагене (Hempel Glasmuseum). Мария более 15 лет живет в Дании. После окончания Мухинской академии в 2004 году она оттачивала технику на острове Борнхольм, освоила программу дизайна стекла в Кальмарском университете в Швеции и получила диплом Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

Мария Кошенкова работы фото
FAUNS FLESH IV

Против правил 

Стекло обладает уникальной способностью передавать эмоции и апеллирует к человеческому восприятию формы, цвета и света в пространстве. Жестокость и брутальность моих объектов компенсируется красотой деталей и хрупкостью, заставляющих больше задуматься об уязвимости вообще и уязвимости отдельного человеческого существа. Когда-то, как и многие русские дети, я перепробовала кучу разных кружков с «помощью» бабушки и точно знала, чем не хочу заниматься (игрой на фортепиано) и чем хочу — быть художником. Когда я поступала в «Муху» все шли на «текстиль-дизайн» и «керамику-металл», скульптуру выбирали зрелые мужчины, а стекло было не популярно. Только потом я поняла, что, к сожалению, почти никакой технической базы для овладения этим супертребовательным во всех отношениях материалом в Петербурге, да и в России, не было. Но моя убежденность, что стекло — уникальное скульптурное медиа, было.

Мария Кошенкова работы фото
Инсталляция "Follow Me" Mindcraft 18. Milano Design Week

Со стеклом я могу работать и как с камнем — шлифую и полирую, и как с бронзой — отливая, и как с рисунком — гравируя, и так далее. В моей работе много того, что называется «recycle» — то есть свои неудачные вещи можно повторно нагреть и трансформировать. Когда я только начинала заниматься стеклом, у многих было представление, что уж точно это не «серьезное» искусство. Мне и сейчас часто приходится действовать вопреки. Вопреки тому, что стекло воспринимается как атрибут избыточного декора, роскоши и китча. Вопреки тому, что дети и стекольная мастерская мало совместимые вещи — а детей у меня двое. Вопреки тому, что это занятие очень нишевое, и я не могу рассчитывать на широкий успех и продажи. Вопреки тому, что я делаю то, что нужно главным образом только мне самой — но нужно очень!

В этой области все специально и сложно — очень дорогое производство, транспортировка и хранение. Полжизни у меня прошло за упаковкой и распаковкой. Какой-то материал-инвалид, к которому требуется всегда особое отношение! Мне часто нужна команда — одной выдувать физически невозможно, а один день в стекольной мастерской стоит 1500–2000 евро. Однако я могу работать как хочу и чем хочу, если надо — молотком, ножницами, ложкой. Отливка позволяет добиться большего контроля над формой, шлифовка и полировка тоже. Это долгий и некомфортный процесс в одиночестве, требующий специального оборудования, крайнего терпения к холодной воде и пыли, которая оседает в легких навсегда. Зато эти техники дают большую степень контроля над окончательным результатом. В выдувном же стекле все происходит стремительно, что сравнимо с перформативным искусством — музыкой или танцем, только результат — это физический объект. Всегда получаешь не то, что планируешь. Мне потребовалось много лет, чтобы с этим смириться, но теперь я наслаждаюсь непредсказуемостью результата. Мне кажется, сейчас стремление к контролю возведено в абсолют, но в жизни контролировать все — иллюзия. Стекло точно передает эту идею.

Мария Кошенкова работы фото
 Скульптура из серии Glasss Ropes

Мария Кошенкова работы фото
Скульптура из серии Glasss Ropes

В новой серии скульптур я совмещаю окрашенный металл и стекло. Были эксперименты с воском, мехом, фарфором, деревом, текстилем (веревками и канатами). Я много рисую и планирую больше показывать эскизов. В интерьере на восприятие стекла влияет в первую очередь свет. Из самых ярких примеров, восхищающих меня, — монументальный витраж Станислава Либенского и Ярославы Брихтовой в пражском Сити-Холле, созданный в 1970-е. Он просто потрясающий — я бы очень хотела быть автором этой работы. Другие любимые художники — Корнелия Паркер, Мари Катаяма, Рэйчел Уайтрид, До Хо Со, Ольга де Амараль, Этторе Соттсасс, Вилли Орсков, Отто Дикс, Сара Зе, Пер Киркебю... В самом начале зимы 2022 года я сотрудничала с архитектором Евгенией Ужеговой. Мои скульптуры стали частью световой инсталляции в московском ресторане Amy. Был классный опыт работы и с архитектором Алексеем Козырем... Я не против, если у моих вещей появляется функция (например, свет). Недавно закончила проект в Дании, где мои скульптуры в прямом смысле прорастают сквозь стену и пронизывают внутренний объем дома. Мне интересно работать с пространством: я могу много странного предложить, чтобы его «оживить».

Мария Кошенкова работы фото
Сольная выставка “Bodegones” в Marina Gisich Gallery, Санкт-Петербург. 2021. Выдувное стекло, серебряная амальгама, металлическое порошковое покрытие, индустриальная кухонная мебель из переработанных материалов. Photo Dmitriy Egorov.

О трендах

На важных музейных площадках все больше заметны ретроспективы женщин-художниц. К примеру, на последней Венецианской арт-биеннале, где я участвовала в составе Датского павильона, главный проект был посвящен художницам XX века (Рут Азава, Луиза Невельсон, Александра Экстер, Лавиния Шульц — длинный список имен). Ориентация нынешнего дизайна на максимализм, безусловно, заметна. Я сама максималистка и наконец-то почувствовала себя не аутсайдером, хотя и не меняла направления, продолжая в своем собственном «не модном», как казалось, потоке. Конечно, появляется много одинаковых вещей, особенно в керамике. Аморфные формы, облитые потрескавшейся и вспученной глазурью, не делает сейчас только ленивый. Немного скучно, но, думаю, это скоро отойдет, так как речь идет только о фактуре.

В Скандинавии снова проснулся интерес к цвету. Он был в 1960-е и 1980-е, особенно в финском и шведском дизайне. Появилось больше странных, экспрессивных, «ненужных» вещей. Craft вернулся. Если в предыдущие декады (2000-е) то, как сделано, было не важно, а важны были концепт и личность художника, то сейчас процесс снова обретает значение. Вообще, в моде тактильное искусство. Fiber art, керамика, стекло. Я думаю, ковид и временное лишение физического опыта повлияли на желание людей обладать тем, что можно потрогать, ощутить, почувствовать энергию рук другого человека. Замечаю (не всегда с радостью), что приемы, которые я использовала в своих работах в течение 10–15 лет, вдруг стали модными, и их вдруг стали использовать многие. Но художник или дизайнер должен не следовать трендам, а сам должен их создавать. Направления меняются постоянно, но что бы ты ни делал, если делаешь это искренне и последовательно, в какой-то момент станет трендом. Если до этого доживешь!

Мария Кошенкова работы фото
“Drive me Inside”. Винтажное инвалидное кресло. Горячее выдувное стекло. Серебряная амальгама. Призматические цвета. 2022. h82, b50, w50. Представлена в Burrows Gallery NYC. Photo Clare Gatto.

Мария Кошенкова работы фото
“Drive me Inside”. Винтажное инвалидное кресло. Горячее выдувное стекло. Серебряная амальгама. Призматические цвета. 2022. h82, b50, w50. Представлена в Burrows Gallery NYC. Photo Clare Gatto
Мария Кошенкова работы фото
“Birth of Cold”. Выдувное стекло, серебряная амальгама, металлическое порошковое покрытие. 2022. Photo Clare Gatto.

Мария Кошенкова работы фото
“Birth of Cold”. Выдувное стекло, серебряная амальгама, металлическое порошковое покрытие. 2022. Photo Clare Gatto.
Мария Кошенкова работы фото
Danish Art Workshops 2022

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит