Эрмитаж и Cartier: выставка шедевров

Эрмитаж и Cartier фото
Кабинетец с часами. Германия, Аугсбург, 1700–1705 гг. Клейма: Аугсбурга, мастера Иоганна Валентина Геверса. Дерево, серебро, черепаховый панцирь, слоновая кость, бронза, металлические сплавы; литье, резьба, чеканка, раскраска, масляная живопись. Поступил в 1925 г. Из собрания графов Строгановых. Фото: Александр Кокшаров © Государственный Эрмитаж, 2021

Российский музей и французский ювелирный Дом инициировали проект — пятилетнюю реставрационную программу, итоги которой можно посмотреть на выставке в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Выставка построена вокруг этих пяти отреставрированных шедевров, вместе с которыми в Пикетом зале представлены 35 предметов из исторической Cartier Collection — собственного собрания марки — украшения и часы, подобранные по принципу общности материала, стиля или техники.


По теме: Пятичасовая онлайн-прогулка по Эрмитажу с Apple

Партнерство с Эрмитажем началось для Cartier почти 30 лет назад, в 1992 году, когда музей представлял выставку «Искусство Картье». Новый этап сотрудничества начался пять лет назад: с 2016 года при поддержке Cartier сотрудники Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа отреставрировали пять уникальных памятников декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

Выставки в Эрмитаже фото
Ароматник. Северная Индия (могольский период), XVII в. Золото, серебро; алмазы, изумруды, рубины, жемчуг, мастика; гравировка, огранка, инкрустация в технике кундан. Поступил из основного собрания Эрмитажа. Дар посольства Надир-шаха Анне Леопольдовне. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
Выставки в Питере фото
Колье в индийском стиле с подвеской. Cartier, Париж, специальный заказ, 1928 г. Золото; портретные бриллианты, один квадратный бриллиант, один бриллиант огранки «роза»; рубиновые кабошоны, гравированные рубины; резные изумруды, одна изумрудная бусина; натуральный жемчуг, одна каплевидная жемчужина; резной и инкрустированный белый нефрит; разноцветная эмаль; шелковый шнур Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

В 2016 году сотрудниками Лаборатории реставрации драгоценных и археологических металлов (заведующий – Игорь Карлович Малкиель) была отреставрирована едва ли не единственная сохранившаяся в мире хрустальная лампа, созданная арабскими мастерами в X веке и украшенная позже искусными итальянскими ювелирами эпохи Возрождения. На выставке хрустальная лампа дополнена произведениями французских ювелиров, обратившихся к этому удивительному материалу десять веков спустя. В украшениях из Cartier Collection можно видеть, как мастера ХХ века сочетали хрусталь с драгоценными камнями, а желтому золоту предпочитали платину.

В 2017 году при поддержке Cartier был отреставрирован золотой ароматник из сокровищницы Великих Моголов, инкрустированный алмазами, изумрудами и рубинами, который был подарен правителем Ирана Надир-шахом двору императрицы Анне Иоанновне. Он представлен в окружении украшений Cartier с восточными мотивами, в том числе колье в индийском стиле из 18 рубиновых и алмазных плакеток, нанизанных на 360 жемчужин в пяти нитях. В изготовлении колье использовалась техника кундан — тот же способ крепления камней, что и при создании эрмитажного ароматника.

Выставки в Петербурге фото
Лампа. Египет, вторая половина X в. (камень); Италия, конец XVI в. (оправа). Горный хрусталь, золото, эмаль; резьба, шлифовка, полировка, роспись. Поступил в 1846 г. из собрания Д.П. Татищева, упомянута в инвентаре 1859 г., затем в Галерее драгоценностей. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020

В 2018 году был отреставрирован ларец Ядвиги Ягеллонки (1533)– уникальный предмет, созданный в XVI веке в Нюрнберге и чрезвычайно важный для истории развития европейского ювелирного дела. Он составлял приданое Софии Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской, невесты сына Петра I царевича Алексея. Здесь представлена камея, обрамленная в золото, созданная в 1860 году — период, который иногда называют «Картье до Cartier». Изумруды, сапфиры и рубины золотого браслета 1945 года напоминают о византийском искусстве.

Среди украшений с христианскими мотивами есть подвеска 1949 года, включающая крест 1934 года. Экспонат, отреставрированный в 2019 году, — фельдмаршальский жезл Александра II, украшенный эмалями, инкрустированный бриллиантами и изумрудами, изготовленный в 1878-1879 годах известным петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. опровождают почетный знак драгоценные предметы Cartier, связанные с государственной символикой и военными триумфами России и Франции.

Ювелирные выставки фото
Фельдмаршальский жезл. Россия, Санкт-Петербург. Мастерская Юлиуса Кейбеля, 1878–1879 гг. Клейма: Keibel, 72-я пробаЗолото, серебро; изумруды, бриллианты, алмазы-розы; эмаль; золочение, чеканка, гравировка.Передан в коллекцию Эрмитажа президентом России В.В. Путиным во время официального визита в октябре 2018 г.. Фото: Сергей Соловьев © Государственный Эрмитаж, 2020
Выставки в Эрмитаже фото
Футляр для драгоценных камней. Cartier, Нью-Йорк, 1932 г. Полированное и чеканное золото. На крышке изображен герб Российской империи. Продан мистеру Линкольну Элсуорту. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

В 2020 году завершился пятый совместный проект — реставрация кабинетца, изготовленного в Аугсбурге известным мастером Геверсом в 1700-1705 годах. В диалог с украшениями кабинетца вступает брошь Cartier 1899 года, а с его главным элементом — три экземпляра декоративных часов, предназначенных для письменного стола или каминной полки. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными статьями Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа; и Сирилла Виньерона, президента и генерального директора Cartier. Кураторы выставки: Ольга Григорьевна Костюк и Ольга Владимировна Съедина.

• Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier, Государственный Эрмитаж, 21 февраля — 18 апреля 2021

Эрмитаж и Cartier фото
Ларец Ядвиги-Ягеллонки. Германия, 1533 г. Якоб Баур, Петер (?) Флётнер, 1485-1546. Серебро, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, полудрагоценные камни. Фото: Андрей Теребенин © Государственный Эрмитаж, 2020
Выставки в Санкт-Петербурге фото
Парюра. Cartier, Париж, около 1850 г. Золото; аметисты овальной и грушевидной формы. Фото: Vincent Wulveryck, Collection Cartier © Cartier
Эрмитаж выставки фото
Браслет Romanov. Платина, один цейлонский сапфир формы «кушон» огранки ‘роза’ весом 197,80 карат, бриллианты, резной горный хрусталь. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Выставки в Эрмитаже фото
Несессер, Cartier, Париж, специальный заказ, 1936 г. Золото, позолоченное серебро; серый нефрит; бриллианты огранки «роза»; рубины, изумруды, цветные камни, жемчуг. Провенанс: Дейзи Феллоуз, дочь герцога Жана Деказа и Изабель Зингер. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Эрмитаж выставки фото
Портсигар. Золото, серебро.Полупрозрачная синяя эмаль на гильошированной поверхности, белая и зеленая эмаль, бриллианты огранки роза. Cartier Париж, 1907. Cartier Collection. Фото: Nils Herrmann, Cartier Collection © Cartier

Самое главное в нашем Telegram — для тех, кто спешит