Дом поколения 4.0 по проекту Маттео Туна

Этот дом иначе как чудом не назовешь. Он кажется маленьким и простым, на самом деле большой и сложный. За «деревенским» фасадом из лиственницы скрываются новейшие технологии и гараж на семь машин. Автор — итальянский архитектор Маттео Тун.


По теме: Маттео Тун: аккуратный практик

По мнению, Маттео Туна, деревянный дом находится в самом красивом уголке земли —  Аппенцеллерланде в горах Швейцарии. Строить здесь запрещено. Но выход был найден. Заказчик приобрел участок, на котором стоял уродливый дом 1960-х, —  его снесли, а на этом месте Тун спланировал новый: монолитный, деликатный, а главное, ни на сантиметр не выходящий за границы своего предшественника. Власти выдали разрешение на строительство.

Заказчик — предприниматель, друг Маттео Туна. Он поставил перед архитектором задачу: построить дом маленький снаружи, но большой внутри, чтобы хватало место хозяину, его гостям, собаке и коллекции автомобилей. А также интегрировать  систему «умный дом» последнего поколения. Маттео Тун принял условия и добавил свои: архитектура должна быть вневременной и деликатно вписанной в ландшафт, материалы и мастера — из ближайшего окружения. А еще деревянный дом будет сам производить необходимую ему энергию.

Маттео Туна увлекает идея нулевой архитектуры. Вот как он ее понимает. «Стараюсь, чтобы невозможно было определить ни время постройки, ни автора, чтобы через сто лет не говорили: «Да это же типичный Тун 2020-х». В нашем бюро запрещены слова «экологичность» и «устойчивое развитие», их мы заменяем на «долговечность». Дом в Аппенцеллерланде будет жить долго. Лиственница с годами приобретет патину, и он станет еще красивее. Бетонные постройки придется снести через 70-80 лет, а эта, деревянная, останется. Хотя системы жизнеобеспечения лет через 10 придется обновить».

Проект Туна удачно сочетает традиционную типологию и достижения XXI века. Видимая часть деревянного дома невелика, не отличается размером от домов в округе. Однако под ней расположено много интересного: жилой подземный этаж и еще три уровня парковки, на которую автомобили доставляет грузовой лифт: огромные лимузины исчезают под землей. Таким образом удалось избежать больших ворот, непременного атрибута гаража — они исказили бы пропорции фасада. 

Интересно устроены окна. Они поделены пополам по горизонтали, половинки перемещаюстя вверх-вниз с помощью тросса. «Этот принцип придуман более 200 лет тому назад — патент местных крестьян. Мы потеряли бы ценные сантиметры пространства, если бы сделали бы окна, которые открываются вовнутрь, — говорит Маттео Тун.

Хозяин — меломан и фанат дизайнерской аппаратуры Bang & Olufsen. Однако Маттео Тун запретил ему выставлять напоказ колонки и сабвуферы. Архитектор послал проект дома специалистам Bang & Olufsen, и те придумали «концепцию гитары»: предложили разместить акустические системы между этажами. «Тот факт, что источники звука встроены в деревянные объемы, хорошо сказывается на качестве акустики», — говорит Маттео Тун. — В доме поколения 4.0 все должно быть спрятано: колонки,  телевизор, выключатели,  лампы,  даже смесители: они у нас цифровые, вода льется из отверстий».

Заказчик любит автоматизированные процессы. Открыть дверь, включить отопление, установить нужную температуру в душе — все эти действия осуществляются со смартфона. Более того, нажатием кнопки терраса превращатеся в бассейн, а весь дом — в единый концертный зал. Входная дверь оснащена биометрическим контролем доступа. «Мы применили фантастическое программное обеспечение. В зависимости от погодных условий, можно  варьировать  количество производимой домом электроэнергии, а находясь в отпуске — регулировать температуру в комнатах. Или такой пример: в три часа дня хозяин понимает, что в восемь он будет дома, и нажимает кнопку: когда он возвращается домой, его уже ждет разогретый ужин. Все это потрясает, в то же время возникает вопрос: а смогут ли технологии 4.0 заменить заученные мануальные процессы, укоренившиеся в общественном сознании? Я против избыточной дигитализации».

Впрочем, главной удачей проекта Маттео Тун считает не дигитальные навороты, а сам факт существования деревянного дома: то, что его удалось возвести на этом месте. А еще признается, что  его собственный дом устроен очень просто: единственное достижение прогресса, без которого не обходится архитектор, —  электровелосипед.

Делимся прекрасным в Instagram