Дом поколения 4.0 по проекту Маттео Туна

Этот дом кажется маленьким и простым, на самом деле большой и сложный. За «деревенским» фасадом из лиственницы скрываются новейшие технологии и гараж на семь машин. Автор — итальянский архитектор Маттео Тун.


По теме: Маттео Тун: аккуратный практик

По мнению Маттео Туна, деревянный дом находится в самом красивом уголке земли — Аппенцеллерланде в горах Швейцарии. Строить здесь запрещено. Но выход был найден. Заказчик приобрел участок, на котором стоял уродливый дом 1960-х, — его снесли, а на этом месте Тун спланировал новый: монолитный, деликатный, а главное, ни на сантиметр не выходящий за границы своего предшественника. Власти выдали разрешение на строительство.

Заказчик — предприниматель, друг Маттео Туна. Он поставил перед архитектором задачу построить дом, маленький снаружи, но большой внутри, чтобы хватило место хозяину, его гостям, собаке и коллекции автомобилей. А также интегрировать систему «умный дом» последнего поколения. Маттео Тун принял условия и добавил свои: архитектура должна быть вневременной и деликатно вписанной в ландшафт, материалы и мастера — из ближайшего окружения. А еще деревянный дом будет сам производить необходимую ему энергию.

Маттео Туна увлекает идея нулевой архитектуры. Вот как он ее понимает: «Стараюсь, чтобы невозможно было определить ни время постройки, ни автора, чтобы через сто лет не говорили: „Да это же типичный Тун 2020-х“. В нашем бюро запрещены слова „экологичность“ и „устойчивое развитие“, их мы заменяем на „долговечность“. Дом в Аппенцеллерланде будет жить долго. Лиственница с годами приобретет патину, и он станет еще красивее. Бетонные постройки придется снести через 70-80 лет, а эта, деревянная, останется. Хотя системы жизнеобеспечения лет через 10 придется обновить».

Проект Туна удачно сочетает традиционную типологию и достижения XXI века. Видимая часть деревянного дома невелика, не отличается размером от домов в округе. Однако под ней расположено много интересного: жилой подземный этаж и еще три уровня парковки, на которую автомобили доставляет грузовой лифт: огромные лимузины исчезают под землей. Таким образом удалось избежать больших ворот, непременного атрибута гаража — они исказили бы пропорции фасада.

Интересно устроены окна. Они поделены пополам по горизонтали, половинки перемещаются вверх-вниз с помощью троса. «Этот принцип придуман более 200 лет тому назад — патент местных крестьян. Мы потеряли бы ценные сантиметры пространства, если бы сделали окна, которые открываются вовнутрь», — говорит Маттео Тун.

Хозяин — меломан и фанат дизайнерской аппаратуры Bang & Olufsen. Однако Маттео Тун запретил ему выставлять напоказ колонки и сабвуферы. Архитектор послал проект дома специалистам Bang & Olufsen, и те придумали «концепцию гитары»: предложили разместить акустические системы между этажами. «Тот факт, что источники звука встроены в деревянные объемы, хорошо сказывается на качестве акустики, — говорит Маттео Тун. — В доме поколения 4.0 все должно быть спрятано: колонки, телевизор, выключатели, лампы, даже смесители: они у нас цифровые, вода льется из отверстий».

Заказчик любит автоматизированные процессы. Открыть дверь, включить отопление, установить нужную температуру в душе — все эти действия осуществляются со смартфона. Более того, нажатием кнопки терраса превращается в бассейн, а весь дом — в единый концертный зал. Входная дверь оснащена биометрическим контролем доступа. «Мы применили фантастическое программное обеспечение. В зависимости от погодных условий можно варьировать количество производимой домом электроэнергии, а находясь в отпуске — регулировать температуру в комнатах. Или такой пример: в три часа дня хозяин понимает, что в восемь он будет дома, и нажимает кнопку: когда он возвращается домой, его уже ждет разогретый ужин. Все это потрясает, в то же время возникает вопрос: а смогут ли технологии 4.0 заменить заученные мануальные процессы, укоренившиеся в общественном сознании? Я против избыточной диджитализации».

Впрочем, главной удачей проекта Маттео Тун считает сам факт существования деревянного дома: то, что его удалось возвести на этом месте. А еще признается, что его собственный дом устроен очень просто: единственное достижение прогресса, без которого не обходится архитектор, — электровелосипед.

Концентрация красоты у нас в Pinterest