Посольство Бельгии в Нью-Дели по проекту Сатиша Гуджрала

Посольство Бельгии в Нью-Дели по проекту Сатиша Гуджрала

Посольство Бельгии в Нью-Дели — один из несомненных шедевров современной архитектуры. Комплекс зданий из красного кирпича создан Сатишем Гуджралом (1925-2020) — архитектором, живописцем, скульптором-монументалистом, графиком и писателем. За четыре десятилетия своего архитектурного творчества Гуджрал спроектировал много крупных зданий и комплексов. Среди них выделяются Посольство Бельгии, Исламский культурный центр Индии (Нью-Дели), Центр индийской культуры им. Индиры Ганди (о. Маврикий), Ферма Аль-Мухтара (Эр-Рияд), Университет Гоа (Гоа).


По теме: Город-утопия в объективе фотографа Роберто Конте

Посольство Бельгии в Нью-Дели, построенное в 1980-83 годах, стало первым крупным заказом Сатиша Гуджрала. Возведенное из кирпича, оно вошло в 1000 лучших зданий мира, созданных в ХХ-м веке. А Гуджрал впервые, будучи небельгийским архитектором, получил высокую правительственную награду Бельгии — Орден Короны.

Кампус посольства расположен на участке, который был специально выделен для этой цели в 1950-х годах, но резиденцию не строили в течение 30 лет. Наконец, когда правительство Индии уведомило правительство Бельгии о конфискации земли, проект увидел свет. Дерзким шагом стало то, что стройку доверили индийцу, а не известному европейскому архитектору.

Первоначально Гуджралу было поручено спроектировать и построить канцелярию, резиденцию посла и помещения для слуг. Теннисные корты были включены в проект позже. Почти треугольная форма плана, предоставила возможность показать всю творческую изобретательность автора.

Постройки были выстроены по оси, вокруг большого центрального газона, а сам газон был спроектирован так, чтобы создать ощущение того, что он утоплен в земле, поскольку первоначально участок был абсолютно плоским. Здания также созданы на разных уровнях. Все они построены независимыми, но их связывает между собой ряд проходов и ландшафтных дворов.

«Органическая архитектура — это дизайн, который делает акцент на прямое использование материалов, — говорил архитектор. — Акцент на экспонирование поверхностей, независимость всех частей конструкции друг от друга, и их связь с окружающей средой. «Органика» подразумевает логический и естественный рост, гармонию внутри структуры и чувство принадлежности месту».

Все компоненты комплекса спроектированы так, чтобы быть похожими на скульптуры, а не на здания. Кирпичные фасады оригинально акцентированы арками, оконными проемами, куполами и мансардными окнами разных размеров, пропускающими естественный солнечный свет.

«Я должен признать, что мне повезло, что я смог cамостоятельно реализовать этот проект «под ключ», что дало мне потрясающую возможность что-то пересматривать и перепроектировать в процессе строительства. Окончательный результат развивался через постоянный отбор. Поскольку творческое действие, которое рождает произведение искусства, зависит от активного участия человека в процессе работы, гибкость жизненно необходима, как и новые ответы или интуиция, часто меняющие первоначальную визуализацию.»