Пять архитектурных мастерских из Сан-Паулу

Пять архитектурных мастерских из Сан-Паулу
Студия Артура Казаса находится на руа Итаполис в респектабельном, зеленом районе Ижиенополис. Как и бразильские модернисты-классики, Казас любит голый бетон и умеет раскрыть его декоративные возможности.

Бразильский модернизм — на новом витке развития. Представляем пять студий, формирующих его образ. Архитекторов в рабочей обстановке для нас снял фотограф Лучано Спинелли, слетавший за океан по приглашению выставки Expo Revestir.

По теме: CASACOR 2019: 75 интерьеров из Бразилии

Вторая половина XX века ознаменовалась взлетом бразильской архитектуры и дизайна. Развивающийся регион стал площадкой для приложения самых смелых экспериментов. Так, в историю архитектуры навсегда вписан проект целого модернистского города, реализованный не только на бумаге, но и на практике, — нынешняя столица страны, Бразилиа, работа великого бразильского архитектора Оскара Нимейера. Наряду с Нимейером, чье имя знаменует собой целую эпоху в развитии современной архитектуры, Бразилия дала миру немало знаковых фигур в области предметного дизайна. Лина Бо Барди, Жоаким Тенрейру, Сержиу Родригес, Жорже Зальзупин сформировали региональный предметный дизайн, определив облик интерьеров Латинской Америки на многие годы вперед. Несколько лет назад европейские галеристы «распробовали» бразильский mid-century и стали активно продвигать его в Европе. Сейчас эти произведения — в числе топ-лотов, выставляемых на аукционах коллекционного дизайна. 

Бразилия во многом опережает другие страны региона, значась в рейтинге самых перспективных с точки зрения инвестиций точек на карте Латинской Америки. Как следствие, страна активно застраивается. Год за годом растет количество профильных выставок, среди которых, например, масштабный интерьерный смотр CASACOR São Paulo, представляющий первые имена латиноамериканского дизайна. Ежегодно регион принимает крупные отраслевые выставки, одна из которых Expo Revestir.  Смотр производителей керамических материалов Expo Revestir (12–13 марта 2020) вырос в событие международного уровня и платформу для общения ведущих проектировщиков мира. Архитекторы, инженеры и конструкторы, среди которых Тойо Ито, Элизабет де Портзампарк, Ферруччо Лавиани, поднимают темы устойчивого развития и этического проектирования. 

На острие развития — Сан-Паулу, бурлящий мегаполис. Мы представляем пять архитектурных студий с местной пропиской, формирующих облик современной Бразилии и заокеанского региона в целом. 

Studio MK27 

Марсио Коган.

68-летний Марсио Коган — один из лучших проектировщиков Латинской Америки. Когана любят клиенты, медиа, архитекторы и профи из смежных индустрий. Его проекты получили более 250 бразильских и международных премий. 90 процентов работ — частные виллы, в которых он принципиально разрабатывает всё: от объема до оконных ручек. В начале карьеры Марсио серьезно увлекался кинематографом. В 1970–80-х вместе с Исайей Вайнфельдом, сокурсником, а ныне еще одним знаменитым архитектором, снял восемь короткометражных фильмов и одну полнометражку.  В постройках Когана заказчики и эксперты ценят внимание к архитектурным деталям, артистично выстроенные отношения между интерьером и экстерьером, экологичность, комфорт и визуальную простоту. Коган собрал вокруг себя молодых амбициозных архитекторов, влюбленных в бразильский модернизм, и в его офисе всегда царит творческая атмосфера. Но неразбериха только кажущаяся, архитектор во всем, включая работу, любит простоту и порядок: «Под архитектурой я понимаю прежде всего структурность и умение работать с объемами и плоскостями. Архитектура — по сути, это плоскости стен».

Офис Когана находится на улице Аламеда Тиете в элитном районе Жардинс. Основной цвет интерьера — белый. Обстановка состоит главным образом из мебели Vitra.
В 2001 году Марсио Коган поменял название фирмы Marcio Kogan’s Office на Studio MK27 и стал более охотно сотрудничать с другими архитекторами, благодаря чему достиг широкого международного признания.

 

 

Studio Arthur Casas

Артур Казас.

Артур Казас родился в 1961 году, когда Оскар Нимейер застраивал столицу Бразилии, создавая из нее музей новой архитектуры. Сегодня Казас сам — известный архитектор. Выпускник факультета архитектуры и урбанистики Университета Маккена Троули в Сан-Паулу, он строит от Рио-де-Жанейро до Парижа, от Нью-Йорка до Токио. В активе Studio Arthur Casas — 20 наград, как за архитектуру, так и за предметный дизайн. 

Как и во многих виллах, построенных Артуром Казасом, в его офисе нет ни окон, ни дверей, одни лишь раздвижные стены.

Работа студии поделена между двумя офисами: головной находится в Сан-Паулу, есть также нью-йоркский филиал. Всего в фирме трудятся 44 человека. Типология собственного офиса Казаса та же, что у большинства спроектированных им вилл: простой объем органично соединяется с ландшафтом. Архитектор уверен: «Человек является мерилом архитектуры. Здания не только защищают наши тела, но также «питают» наш разум, наши мечты, наши воспоминания и наши желания. Жилая среда, которую мы создаем, не должна следовать моде, стилю, быть этаким драматически эффектным жестом. Напротив, она должна быть гостеприимной, эмпатичной, полной различных возможностей взаимодействия, которые со временем могут трансформировать жизнь людей, которые в нее погружены». 

Разделительный стеллаж с рабочими местами делит опен спейс.

 

 

Metro Arquitetos Associados

Мартин Коруллон и Густаво Седрони.

За стратегическое развитие архитектурного бюро отвечают Коруллон и Седрони, выпускники Университета Сан-Паулу и колледжа FAAP. В команде Metro еще два ключевых сотрудника: Марина Йоши (технический надзор) и Хелена Кавалейро (ведение проектов). А также десять сотрудников, поставленных над каждым конкретным проектом. Metro состоялись как бюро в 2007-м, хотя официальная история ведется еще с 2000 года. И Мартин, и Густаво прерывали работу, чтобы стажироваться: первый работал на Нормана Фостера, второй — у Рема Колхаса. Многие работы Metro созданы совместно с Паоло Мендесом да Роша, Притцкеровским лауреатом и гуру бразильской архитектуры. Портфолио Metro сложилось из частных проектов, промархитектуры и построек по заказу FDE (Fundação para o Desenvolvimento da Educação, Фонда развития образования). В частности, 2017 год архитекторы закрыли проектом Корпуса фундаментальных наук для Технологического университета аэронавтики.

Metro сидят в офисном здании в районе Санта- Сесилия (центр города), где сосредоточены многие образовательные институции Сан-Паулу и базируется целый ряд архитектурных бюро. Главным требованием архитекторов к рабочей площадке было обилие естественного света.

Архитекторы также известны своими выставочными проектами (например, для архбиеннале в Сан-Паулу) и частными особняками в бруталистском духе. Мартин Коруллон считает, что, прежде чем творить, нужно очистить сознание: «Наша работа состоит прежде всего из исследования возможностей материала применительно к каждому конкретному случаю. Также мы должны вписать здание в окружающий его ландшафт, нам крайне важно увязать экстерьер и интерьер».

Офис Metro — в здании из стекла и металла. Внутри — белые стены.

 

 

Studio Guilherme Torres 

Гильерме Торрес.

Профессиональную карьеру Гильерме Торрес начал еще подростком, подрабатывая дизайнером в инженерном бюро, где он быстро освоил технический язык будущей профессии. Собственную студию основал в 2001 году. Спектр работ— от жилых и коммерческих проектов до дизайна мебели («Это моя подлинная страсть»,—признается архитектор).

Для проекта своего офиса Гильерме использовал, кориан и мрамор. Фасад был построен из примерно 25 тысяч кирпичей.

Гильерме — перфекционист, неслучайно одна из его татуировок гласит: «Работай усерднее, лучше, быстрее». Он проектирует много и с удовольствием, деля свое время между студиями в Сан-Паулу и Лондоне. Во всех интерьерах Торреса кипучая энергия и эффектные формы соседствуют с деликатным отношением к деталям. Его офис в Сан-Паулу — место встречи богемы, бизнеса, передовых девелоперов и начинающих дизайнеров. «Мы и живем, и работаем на предельных скоростях. Я хочу быть в гуще событий. Думаю, что чувствовать пульс времени—важная составляющая профессии архитектора».  

Организация внутреннего пространства отвечает целям бюро: раздвижные перегородки и мобильные рабочие места позволяют реализовать многозадачность рабочего процесса.

 

 

Triptyque Architecture

Грег Буске на балконе офиса.

Бюро, основанное в 2000 году Грегом Буске, Каролиной Буэно, Гийомом Сибо и Оливером Раффаэлли, много работает как в Бразилии, так и за ее пределами. В частности, у фирмы широкая практика во Франции. (Для чего в 2008-м Triptyque открыли филиал в Париже.) Архитекторы называют себя «тропикалистами», определяя свое творческое кредо как борьбу за новый мир без экокатастроф. Грег Буске считает, что главная проблема региона — загрязнение воздуха, и только массовое озеленение (кстати, как нельзя более соответствующее местным климатическим условиям) может спасти задыхающиеся города. 

Внутри модернистской постройки 1950-х годов Triptyque создали свой мир, организованный по стандартам eco green, продвигаемым бюро.

Так, именно это франко-бразильское архитектурное агентство, уверенно продвигающее устойчивый дизайн, задумало в Рио-де-Жанейро первое коммерческое здание в Бразилии, основанное на позитивных энергетических концепциях. Офисные и жилые сооружения в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в которых архитекторы пытаются воплотить образ города-сада, проекты с прицелом на будущее (исследовательская база в Арктике и реструктуризация фавел) — амбициозный коллектив Triptyque, безусловно, закрепился на латиноамериканской архитектурной сцене.   

Здание, где находится офис бюро, Renata Sampaio Ferreira, — проект архитектора Освальдо Братке 1956 года.