12 лучших построек  2019

12 лучших построек 2019

Архитектура 2019 года призвана удивлять. Размером, сложностью конструкции и инновационностью. От самого большого в мире аэропорта в Пекине по проекту Zaha Hadid Architects до завораживающей площадки Vessel Томаса Хизервика в Нью-Йорке. Здания похожи на скульптуры — как белая древообразная постройка Су Фудзиомто в Монпелье или «перекрученный» мост Бьярке Ингельса в норвежском Кистефосе. На фоне гигантомании и грандиозных по объему и сложности проектов выделяется  «мобильная», трансформирующаяся архитектура, самым ярким примером которой стал нью-йоркский комплекс Shed по проекту Diller Scofidio + Renfro.         

DQA /Zaha Hadid Architects

Новый Пекинский аэропорт Дасин — проект архитектора Захи Хадид и ее бюро Zaha Hadid Architects (проект был утвержден в 2014 году). Его строительство, начавшееся в 2016 году, потребовалось из-за загруженности действующего аэропорта Шоуду. Дасин расположен на противоположной стороне города и будет обслуживать к 2025 году 72 млн пассажировв год: это 630 000 рейсов в год на четырех взлетно-посадочных полосах. Он спроектирован с учетом потенциального расширения и рассчитанна 100 млн пассажиров, 4 млн т грузов и 880 000 рейсов в год. Благодаря форме шестилучевой звезды пассажиры быстро могут добраться до нужной зоны — вылета, прибытия или трансфера. Радиальная конструкция минимизирует расстояния между зоной регистрации и выходами на посадку.

Opus / Zaha Hadid Architects

Многофункциональный комплекс построен в Дубае, в непосредственной близости от центра Бурдж-Халифа. Здание выделяется динамичным образом, словно двигаясь в пределах абстрактного куба. Центральная пустота определяет общую форму, разделяя постройку на две башни. Четырехэтажный атриум знаменует собой начало движения двух башен вверх. Они разделяются, скручиваются и соединяются снова на отметке в 71 м, где выстроен асимметричный трехэтажный «мост» шириной 38 м. Свободно сформированная текучесть восьмиэтажной пустоты контрастирует с точной ортогональной геометрией окружающего куба и жесткими силуэтами близлежащих небоскребов. Многофункциональный комплекс начали строить в 2010 году: Заха Хадид лично проектировала башни Opus. Постройка уже вошла в шорт-лист премии Всемирного фестиваля архитектуры 2019.

Vessel / Thomas Heatherwick Studio

В Нью-Йорке появилось необычное архитектурное сооружение авторства британской студии Томаса Хизервика. Смотровая площадка, совмещающая функции торгового и развлекательного центра, почти целиком выполнена из металла: это одна из самых сложных конструкций подобного рода. За монтажом Vessel можно было наблюдать в течение месяцев: инстаграм был наполнен фотографиями металлических платформ (их 80) и лестничных пролетов, собранных воедино. В основании постройка, напоминающая ведро или корзину для бумаг, имеет диаметр всего 15 м, на верхнем уровне — 46 м. Это было сделано намеренно, чтобы освободить место для общественной зоны. Теперь преодолеть две тысячи ступеней к вершине Vessel и оценить замысловатость конструкции можно самостоятельно. Постройка стала доминантой нового района Hudson Yards, который называют крупнейшим девелоперским проектом в истории Соединенных Штатов.

MECA / Bjarke Ingels Group

Город Бордо празднует открытие культурного объекта, спроектированного архитекторами BIG (Bjarke Ingels Group) во главе с Бьярке Ингельсом. Здание стоимостью 60 млн евро датчане построили совместно с парижским агентством Freaks. Новый MECA (Maison de l'Économie Créative et de la Culture) — мультидисциплинарный центр, который включает в себя центры искусств и офисы медиаагентств. Параметрически спроектированное здание отличается фирменным выразительным стилем BIG. По мнению архитекторов, объект похож на гигантскую змею, обвивающуюся вокруг себя. Пикселирование окон на фасаде сделано для контроля количества света, попадающего в помещения. «Здание должно воплощать нашу приверженность современному творчеству — в диапазоне от исполнительского искусства и до литературы», — говорит руководитель проекта MECA Фредерик Вилкок.

The Shed / Diller Scofidio + Renfro

На Манхэттене возник новый культурный центр The Shed. Авторы проекта — архитекторы Diller Scofidio + Renfro совместно с Rockwell Group. Общая площадь постройки — почти 19 тыс. кв. м. Особенность здания — способность к постоянной трансформации, что позволяет воплотить самые амбициозные идеи арт-сообщества. В основном объеме — восемь уровней, есть универсальная театральная площадка, пространство для репетиций, творческая лаборатория для художников. А также Маккорт — знаковое пространство для крупных мероприятий и инсталляций: оно формируется, когда телескопическая внешняя оболочка здания разворачивается над базой. Подвижная оболочка высотой 37 м изготовлена из стальной рамы, обтянутой полупрозрачными подушками из прочного и легкого полимера на основе тефлона.

Hangzhou Yuhang Opera /Henning Larsen Аrchitects

Оперный театр в Юйхане, Китай, призван стать культурным центром района. На площади в 70 000 кв. м построен главный зал, вмещающий до 1400 зрителей, и театр Black Box на 500 мест. Они многофункциональны, подходят для различных мероприятий: это было одной из главных задач проектирования и решения акустического и сценического дизайна залов. Главный зал предлагает широкий спектр возможностей: от спектаклей до оперных представлений, от филармонических концертов до конференций. «Черный ящик» способен трансформироваться: одной стороной пространство может быть полностью открыто общественной площади, превращаясь в огромную сцену для мероприятий на десять тысяч человек.

Under / Snøhetta

Snøhetta завершило проект первого подводного ресторана Европы в родной Норвегии. Under по совместительству является исследовательским центром. Конструкция напоминает перископ. Бетонная конструкция длиной 34 метра полузатоплена в море. Часть ресторана покоится на дне в пяти метрах от поверхности воды. По замыслу архитекторов на шероховатой поверхности строения постепенно будут нарастать водоросли и моллюски, что позволит ему полностью слиться с морской средой наподобие искусственного рифа. Кстати, в переводе с норвежского название заведения означает «под» (водой) и «чудо». Место для Under было выбрано не случайно. Недалеко от коммуны Линдеснес сталкиваются морские течения с юга и севера. Здесь в изобилии произрастает флора и водится фауна, которая одинаково комфортно чувствует себя как в соленой, так и полупресной воде. В нерабочее время заведение выполняет функцию исследовательского центра по изучению местной морской среды.

Longgang / Mecanoo

Одно из последних достижений политики особой экономической зоны — культурный центр в восточном районе Лунган. В 2011 году голландское архитектурное бюро Mecanoo выиграло конкурс на разработку комплекса, и проект сразу попал в центр внимания. Центр расположен на длинном и узком участке 3,8 га и представляет собой четыре поставленных в линейку здания. Он включает арт-галерею, музей науки, молодежный центр, кафе, рестораны и книжный магазин, используемый для проведения мероприятий. Общая площадь 95 000 кв. м. Здания объединяют скругленные углы, динамичные линии, наклонные фасады, одинаковая высота в четыре этажа. Текучие линии функциональны: они направляют воздушные потоки и защищают постройку от солнца и дождя в субтропическом климате Шэньчжэня.

L'Arbre Blanc / Sou Fujimoto

Японский архитектор Су Фудзимото вместе с Николя Лесне, Димитри Русселя и OXO Architectes построил L'Arbre Blanc («Белое дерево») — жилой дом во французском Монпелье. 17-этажное здание, спроектированное по образу дерева, вмещает 113 квартир с консольными балконами, а также общественные помещения на первом этаже и на крыше. По словам авторов проекта, форма облегчает взаимодействие и побуждает жителей побольше бывать на свежем воздухе. «Большое количество балконов и пергол обеспечивают новый тип отношений между жителями», — считают архитекторы. Природа вдохновляла всех участников проекта, который был начат в 2013 году. Концепция была настолько тщательно отточена, что окончательный вид L'Arbre Blanc не отличается от первых моделей. Некоторые из балконов — консольные, до семи метров, а двухуровневые квартиры имеют по два балкона, соединенных одной лестницей. «Внешние пространства представляют собой полноценные комнаты, которые соединены с жилыми помещениями таким образом, чтобы позволить жить внутри и снаружи».

OMM / Kengo Kuma and Associates

Музей современного искусства Одунпазари, Odunpazari Modern Museum (OMM), открыт в университетском городке Эскишехире на северо-западе Турции. Образ постройки площадью 4500 кв. м определен фасадом из штабелированной древесины, вдохновленным традиционными консольными домами Одунпазари. Кенго Кума делает жест в сторону истории города, процветающего за счет рынка древесины. OMM создан для размещения обширной коллекции произведений современного искусства, которую создал глава турецкой строительной компании Polimeks Эрол Табанджа. Здание состоит из группы блоков прямоугольной формы, которые обшиты балками из ламинированной древесины, сложенными друг на друга. Они словно продолжают городской пейзаж и создают нелинейное пространство.

Nhow Amsterdam RAI Hotel / OMA

Голландское архитектурное бюро OMA завершило строительство 24-этажного отеля Nhow Amsterdam RAI. Здание состоит из трех треугольных «томов», сложенных друг на друга. Эта необычная башня-гостиница возведена по заказу NH Hotel Group, владеющей брендом Nhow. В отеле будет 650 номеров — он станет самым большим отелем в Бенилюксе.

The Twist / Bjarke Ingels Group

Уникальное новое здание по проекту BIG соединяет два покрытых лесом берега реки Рандсельва в Кистефосе, крупнейшем в Северной Европе парке скульптур. Это революционное сооружение выполняет функции и музея, и мости и скульптуры. The Twist разработан Bjarke Ingels Group (BIG) и представляет собой первый проект фирмы в Норвегии. Сильно затянутая в центре, структура не только позволяет посетителям переходить от одного берега реки к другому, но и способна принять международную программу выставок современного искусства.