Музей архитектуры о работе реставрационных мастерских

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева фото
Константин Терский. Проект здания Городской думы в Москве. Главный фасад. 1886 г.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева приглашает узнать больше о музейной реставрации на примере многолетнего опыта собственных мастерских. Работа реставратора, которая обычно остается за кадром, является неотъемлемой частью музейной жизни: без нее невозможна подготовка выставок, сохранение и восстановление фондовых предметов.


По теме: Мастерские художников в объективе Георгия Кизевальтера

«Выставка, посвященная реставрации, — важный для Музея проект, — подчеркивает директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Елизавета Лихачева. — Мы очень давно не показывали публике работу наших мастерских. Принципы музейной реставрации менялись, так же как и технологии. Актуальные подходы, существующие в международной практике, значительно отличаются от методов советской реставрационной школы. Согласно современным европейским принципам, наши реставраторы сохраняют все следы времени и фиксируют музейный предмет в том состоянии, в котором он дошел до нас, если это возможно. Музейная реставрация направлена на сохранение, изучение и дальнейший показ предметов и не подразумевает иных целей использования».

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева фото
Константин Тон (мастерская). Конструкция купола храма Христа Спасителя. Модель. 1847-1850 гг. Реставрация 2011 г.

Специалисты двух реставрационных мастерских Музея архитектуры на протяжении 73 лет реставрируют коллекцию графики (проектные чертежи, эскизы, карандашные и акварельные рисунки, книги и др.) и трехмерные объекты (модели и макеты архитектурных сооружений, скульптуры, изразцы и кирпичи, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства). В первом выставочном зале можно заглянуть в мастерскую реставратора и увидеть предметы в процессе реставрации, необходимые для работы инструменты и материалы.

Отдельные залы посвящены реставрации предметов, связанных с русской архитектурой XVII-XIX вв. и советской архитектурой. Это модель Казанского собора в Санкт-Петербурге А.Н. Воронихина, эскизы и чертежи В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, мебель ручной работы начала XIX века и другие ценные экспонаты, которые иллюстрируют особенности работы с материалами различных исторических эпох, а также результаты применения сложных реставрационных методик.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева фото
Борис Иофан. Дворец Советов. Утвержденный проект. Перспектива. Реставрация 2008 г.

Особый раздел посвящен реставрации фотоматериалов, поскольку они требуют индивидуального подхода и знания химических процессов. В зале, посвященном работе с уникальными и необычными предметами, представлена обширная музейная коллекция изразцов XVII-XVIII вв.

Завершают экспозицию примеры книжной реставрации от печатных изданий до авторских оригиналов иллюстраций. Всего же на выставке в восьми залах можно увидеть 185 предметов с развернутым мультимедийным сопровождением. Кураторская группа: О.М. Царева, А.Л. Моисеев, М.А. Костюк, Н.О. Шашкова, Т.А. Дудина.

• «Профессия — реставратор. Мастерские Музея архитектуры им. А.В. Щусева», МУАР, Воздвиженка, 5/25, Анфилада, до 16 января 2022.

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева фото
Иофан Б.М. Проект здания МГУ. Перспектива. Реставрация 1987 г.

Концентрация красоты у нас в Pinterest