Дом культуры «ГЭС-2»: создавая культуру будущего

ГЭС-2 фото
Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Michel Denancé, 2021

В Москве открыли ГЭС-2 — «Дом культуры», как его называют основатели, огромный центр современного искусства. Проект Ренцо Пьяно (RPBW) стал крупнейшей за последние годы адаптацией бывшего промышленного здания под культурное пространство. Инициатор амбициозного проекта — фонд V–A–C, выкупивший здание станции, некогда снабжавшей энергией даже Кремль.  


По теме: ГЭС-2. Место света и свободы

ГЭС-2 фото
«ГЭС-2». Фото: Michel Denancé, 2021

Цель Фонда, основанного в 2009 году Леонидом Михельсоном и Терезой Иароччи Мавикой, — переосмыслить систему художественного производства и производства знаний средствами современного искусства. Вместе с художниками V–A–C реализует проекты вне дисциплинарных границ и участвует в разработке нового языка современных культурных процессов. «Для меня культура — это процесс познания мира вокруг нас, мира других людей, мира внутри себя. Иными словами,
культура — это средство прямой коммуникации всех со всеми, в самых разнообразных формах. И Дом культуры «ГЭС-2» есть не что иное, как открытое для всех пространство культурных коммуникаций», — утверждает Леонид Михельсон, президент фонда V–A–C.

ГЭС-2 фото
Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021
ГЭС-2 фото
Ресторан «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021

ГЭС-2 фото
Классы «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021

Тереза Мавика, генеральный директор фонда V–A–C, рассказывает: «Когда я впервые увидела это здание, стало очевидно, насколько его масштаб точно отвечает нашим замыслам. Именно в этом пространстве мы хотели найти новое определение музея — ведь музей уже не может быть больше таким, каким мы его знали веками. И вместе с тем, эта новая институция должна была отвечать русским традициям. Дом культуры (в итальянском языке есть почти точный аналог — casa del popolo, то есть «народный дом») — это явление, возникшее в России очень давно. Первый появился в 1882 году, и тогда под ним подразумевалось место, что люди смогут делиться знаниями. Вот эта первоначальная идея приобщения к культуре и разделения ее наиболее близка нашим намерениям. Открытие «ГЭС-2» происходит в момент, когда очень важно показать, что несмотря на все сложности текущей ситуации здесь, в России, происходит очень много. Мы воспринимаем культуру в контексте будущего — и на него ориентированы».

ГЭС-2 фото
Проспект «ГЭС-2». Фото: Глеб Леонов, 2021
ГЭС-2 фото
Магазин «ГЭС-2». Фото: Глеб Леонов, 2021

Культуру будущего будут создавать на обширной площади в 36 000 кв. метров. Но, пожалуй самым главным произведением современной культуры можно назвать собственно комплекс зданий. «ГЭС-2» занял бывшую городскую электростанцию, построенной в 1904–1907 гг. на Болотной набережной в центре Москвы по проекту архитектора Василия Башкирова и инженера Михаила Поливанова. Проект реконструкции, задачей которого было максимально сохранить исторический облик здания, стал первой работой Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России.

«Искусство, архитектура и наука нуждаются в демократизации. Все, что раньше было под замком, теперь стало доступным, — комментирует автор парижского центра Помпиду, прославленный архитектор Ренцо Пьяно. — Когда-то университет представлял собой обнесенное стенами аббатство; сегодня университетские кампусы сливаются с городом. Оперные театры и концертные залы рады широкой публике, а не только любителям и ценителям классической музыки. Современное искусство более демократично, чем классическое, а сложные многофункциональные культурные сооружения частично заняли нишу храмов. И как и храмы, они открыты для каждого».

ГЭС-2 фото
«ГЭС-2». Фото: Michel Denancé, 2021
ГЭС-2 фото
«ГЭС-2». Фото: Michel Denancé, 2021
ГЭС-2 фото
«ГЭС-2». Фото: Michel Denancé, 2021

Здание построено в соответствии с экологическими стандартами и активно использует возобновляемые источники энергии. На крыше установлены солнечные батареи, вырабатывающие до 10 % потребляемой «ГЭС-2» электроэнергии, а также в здание интегрирована система для сбора и очистки дождевой воды для технических нужд. Трубы высотой 70 метров используются для фильтрации воздуха. Парковка оснащена зарядными устройствами для электромобилей.

ГЭС-2 фото
Дом культуры «ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021

«ГЭС-2» включает резиденции для художников, выставочные залы, библиотеку, кинотеатр и концертный зал, мастерские, резиденции художников, магазины, ресторан, кафе, детскую площадку и аудитории для публичных и просветительских мероприятий. Особая роль отведена центру художественного производства «Своды» (его площадь — 2000 кв. метров), находящемуся рядом с основным зданием: эта постройка XIX века принадлежала известному фабриканту Ивану Смирнову. Сейчас здесь расположились мастерские: столярная, слесарная, текстильная и керамическая, а также фотолаборатория, студии шелкографии и 3D-печати, студия звуко- и видеозаписи. В «Сводах» находится уникальное для страны оборудование, позволяющее художникам создавать, в тесном сотрудничестве с первоклассными мастерами, самые передовые шедевры.

ГЭС-2 фото
«Своды». Фото: Иван Ерофеев, 2021

ГЭС-2 фото
«Своды». Текстильная мастерская. Фото: Michel Denancé, 2021

ГЭС-2 фото
«Своды». Аудио/видеостудия. Фото: Глеб Леонов, 2021

Выставочная программа первых сезонов была заявлена еще два года назад. Первая история — «Святые Варвары, или Оба хуже » — будет развиваться в течение пяти сезонов (каждый длится около полугода). В каждом подробно исследуются и территории современной российской культуры, и стереотипы, с ней связанные. За большую часть событий первого арт-сезона отвечает исландский перформансист Рагнар Кяьртанссон, который обожает Чехова и российскую культуру, а в своих работах виртуозно разрабатывает темы клишированных ситуаций и явлений. В ДК «ГЭС-2» на искусство предлагается смотреть сквозь призму тех представлений о России, которые стали частью ее образа — «правда», «мать», «космос». Художники совместно с посетителями переосмыслят эти понятия, придадут им новую форму и современное звучание.

ГЭС-2 фото
«ГЭС-2». Фото: Иван Ерофеев, 2021
ГЭС-2 фото
Рагнар Кьяртанссон. Фото: Никита Бережной, 2021

Мощный перформанс под названием «Санта-Барбара. Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона» — это действо, которое развернется на протяжении трех с половиной месяцев. Художник планирует периодически возвращаться в Москву и следить за процессом. На первом этаже устроена настоящая съемочная площадка. По сути, это реконструкция ста серий популярного в России в 90-е годы одноименного американского сериала. Действие московской мыльной оперы начинается с 217 серии.

«Это точная реплика сериала — сохранены персонажи и сюжетные линии, — поясняет Кьяртанссон. — Это своего рода эмоциональная скульптура, или «историческое полотно», помещенное в новый контекст. Это попытка понять, какие образы и ценности формировали Россию образца 1990-х. Перформанс можно воспринимать как своего рода зеркало, а не копию. И, конечно, главное отличие от оригинального сериала — мы ограничены по времени». Монтаж всех серий происходит здесь же, на глазах у зрителей. Более того, зритель не исключен со съемочной площадки и может случайно попасть в кадр. Наблюдать за репетициями, гримировкой, подготовкой к съемкам.

ГЭС-2 фото
«Санта-Барбара». Живая скульптура Рагнара Кьяртанссона

На нижнем уровне «ГЭС-2» параллельно показывают художественный проект «Я моторы гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях », названный по строчке из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Здесь объединены выставка, рейв, стендап и танцевальная процессия. И еще одна выставка дебютного сезона — «В Москву! В Москву! В Москву!». Ее куратор Рагнар Кьяртанссон вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир представляет свои избранные произведения рядом с работами художников, с которыми он сотрудничал, и кем он восхищается. Выставка включает и вещи начала XX века, и новые произведения, созданные специально для нее.

У «ГЭС-2» уже появились партнеры: объявлены о долгосрочном сотрудничестве с культурным фондом Chanel. Совместно разработана программа для женщин-художниц, работающих на стыке нескольких жанров: танца, театра и  музыки. Заявки на участие в программе «Своими словами: резиденция для нового поколения художниц», которая нацелена на поддержку, развитие и поддержку молодых творцов, оргкомитет принимает до 14 декабря.

ГЭС-2 фото
Рагнар Кьяртанссон. «Грозный-прегрозный», 2021

ГЭС-2 фото
Ульяна Подкорытова. Táматко, 2021. Фото: Павел Смирнов

ГЭС-2 фото
Ульяна Подкорытова. Táматко, 2021. Фото: Павел Смирнов

ГЭС-2 фото
Элизабет Пейтон. Сумерки, 2009. Предоставлено галереей neugerriemschneider, Берлин

Делимся прекрасным в Instagram