Ренцо Пьяно рассказывает о реконструкции ГЭС-2 в Москве

Ренцо Пьяно рассказывает о реконструкции ГЭС-2 в Москве

«Место света и свободы», — так выразился Ренцо Пьяно, комментируя проект в Москве. Знаменитый итальянский архитектор специально приехал в столицу для презентации реконструкции ГЭС-2, будущей резиденции фонда V-A-C. По утверждению Пьяно, здание напротив Кремля станет знаковым местом. Архитектор видит его как «фабрику искусства». Объявлено и о сроках завершения этой, одной из самых амбициозных строек в новой России — огромный арт-кластер площадью 40 тыс. кв. метров откроется через год, в конце сентября 2020 года.

«Создание архитектуры — это всегда чудо, — говорит Ренцо Пьяно. — Когда сотни тысяч людей самых разных профессий совместно работают в течение нескольких лет над одним проектом, другим словом это назвать нельзя.

Центральный «неф».

Чудом также было то, каким образом мы нашли это здание для фонда V-A-C: было отсмотрено огромное количество площадок, и только эта увлекла нас настолько, что мы почти не раздумывая начали работу. Прежде всего нужно было убедиться, что мы можем вовлечь в проект также и прилегающую к зданию ГЭС-2 территорию. Когда этот вопрос был решен и в плане получился квадрат, стало понятно, каким образом сделать пейзаж частью внутреннего пространства, и тогда родился проект.  

Напротив ГЭС-2 будет высажено 620 берез.

Площадка эта имеет свои сложности: это остров, мы имеем дело с подвижным грунтом, поэтому нужно было прежде всего задуматься об укреплении фундамента. По сути здание ГЭС-2, построенное в 1907 году, подняли на домкратах, чтобы появилась возможность сделать новое основание, соответствующее современным стандартам.  Было решено оставить трубы, как в историческом здании ГЭС-2, их высота будет 70 метров.

С атриума будет открываться вид на березовую рощу.

Средства, которыми архитектура будет говорить с человеком — свет, прозрачность и природа. Фасад, ведущий на реку, будет полностью прозрачным, а в теплое время года его можно будет открывать: таким образом внутреннее пространство объединится с внешним.

Свет принципиален для всей конструкции ГЭС-2 — он в этом здании работает так же, как и в природе, когда лучи отражаются в ветвях и листьях. Только в данном случае свет проходит через точки сочленений. Он будет динамическим, не плоским. Это отвечает концепции поэтической архитектуры, которой я придерживаюсь всю жизнь.

Концертный зал, выдающийся на территорию парка, предусматривает возможность оставлять стены прозрачными.

Перед зданием будут высажены 620 берез — мне пришлось побороться за  целесообразность этого жеста. Это будет и красиво, и функционально: само любование рощей станет в каком-то смысле актом искусства.

Пространства для выставок и проектов не будут иметь постоянных перегородок.

Центральный «неф» здания с потолками высотой 22 метра не будет иметь конкретного назначения. Подразумевается, что посетители вдоль него будут двигаться интуитивно, переходить от одной галереи к другой, поднимаясь на балконы и перемещаясь с одного уровня на другой. По правую сторону от главного входа будут располагаться мастерские, библиотека, залы мультифункционального назначения и концертный зал — наша гордость. Хотелось, чтобы зал был частью общего пространства — и мы предусмотрели возможность оставлять стены зала прозрачными (хотя при необходимость можно его превращать в черный куб). Помимо прозрачности, зал выдается за общий контур здания на территорию парка, таким образом мы усилили слияние архитектуры и природы.

На крыше здания установят солнечные батареи

В левой части будут располагаться помещения, не связанные с образованием и творчеством: там будет паркинг (который при необходимости может выполнять и другие функции), закрытые залы для проведения презентаций и различных мероприятий.   

Мне хотелось создать непредсказуемое пространство, которое может динамически меняться в зависимости от тех проектов, которые будут создаваться внутри. Это не будет музеем в общепринятом смысле этого слова, скорее  настоящей фабрикой (хотя помещения для хранения коллекций искусства, разумеется, тоже предусмотрены, под них планируется отвести около 1000 кв. м.).

Я уверен, что главная движущая сила проекта – сама одержимость его создателей, некое в хорошем смысле сумасшествие  организаторов. Главный посыл этого будущего арт-кластера — искусство должно отдать себя людям. Это – живой процесс, который создается на наших глазах. Мы хотели бы переосмыслить назначение места, где искусство создается и обитает.

Здание в процессе реконструкции

Мы настаиваем на том, что это «фабрика искусства», а не «храм искусства». В двух шагах от Кремля откроется кластер площадью 40 тысяч квадратных метров, где сотни художников заявят о своем присутствии и свободе – это потрясающе. И это главное чудо — создать место для проявления этой свободы».   

Наброски Ренцо Пьяно в проекту ГЭС-2
Рендеры ГЭС-2
Рендеры ГЭС-2
Рендеры ГЭС-2