Дизайн-образование в Европе: опыт обучения в Istituto Marangoni

Дизайн-образование в Европе: опыт обучения в Istituto Marangoni

О своем опыте учебы в миланском Istituto Marangoni рассказывает его выпускник — дизайнер Павел Воловов:

«Istituto Marangoni находится в Милане — городе, где я себя чувствую наиболее комфортно. К моменту, когда я решил получить дополнительное образование, я уже имел вполне основательный опыт: за плечами были реализованные проекты и многое другое. Несмотря на это, мне было необходимо собрать знания в одну систему. Речи о том, чтобы получать какое-либо дизайн-образование в России не шло, поскольку я понимал, что местные методы обучения мне не будут полезны. Подав документы, я поступил на Master Home Luxury Collection. Даже будучи вполне состоявшимся дизайнером, я, только попав на первые лекции, понял, насколько разные подходы к обучению в России и за рубежом.

Marangoni — это в первую очередь фэшн-вуз: их подход похож на процесс обучения в модной индустрии. Он построен на реализации проектных заданий. Часть из них — дидактическая, часть имеет реальных клиентов. Одним из первых проектов была разработка концепции жилого пространства для бренда Miu Miu. Хочу заметить, что западные дизайнеры и архитекторы, как правило, не привязываются к какому-либо стилю. Они создают современные интерьеры, в которых могут быть определенные цитаты из разных эпох, а в основу может лечь что угодно — от природных явлений до событий из повседневной жизни. Пример — работы Марселя Вандерса (Marcel Wanders), который ловко изменяет масштабы барочных элементов, ломает традиционные пропорции, меняет материалы в привычных глазу элементах. Этому и учат в Marangoni.

Возвращаясь к проекту Miu Miu, хочу заметить, что мне пришлось проанализировать все коллекции, начиная с 1998 года, чтобы выявить так называемое ДНК компании. Звучит скучно, но проведя анализ, просмотрев фото с показов и рекламных кампаний, я понял, что главной темой, наряду с таким понятием, как Mix&Match станет цирк. Была разработана планировка, напоминающая арену, лестницы и ограждения, вызывающие ассоциации с клетками тигров, и купол — как один из основных элементов. Миучче бы понравилось.

Следующим был проект, в котором предстояло предложить концепцию Home collection для Tom Ford. Таким образом студенты параллельно осваивают и product design. Выявив так называемые коды бренда, необходимо было придумать новые коды уже для домашней коллекции. Этому опять же способствовал анализ коллекций, кампаний и личности самого Форда. В коллекцию вошли диваны, журнальные столы, консоли, бары и аксессуары.

Особо важным элементом является подача — то, на что у нас часто не обращают внимания. Графический дизайн проекта — неотъемлемая часть работы. Требования очень высоки, и наш прекрасный преподаватель Франческо Понци (Francesco Ponzi) порой был очень строг со студентами. Благодаря ему я стал обращать внимание на графику. К слову, первые мои мудборды походили на коллажи из вырезок из газеты «Из рук в руки». Я нес эти распечатки и мне казалось, что это шедевры. По прошествии курса мне стало неловко за эти свои «произведения».

Помимо прочего, в школе изучают историю интерьера и дизайна, тренды, материаловедение, текстильный дизайн, 3D-визуализацию. Но, пожалуй, самым для меня сложным был предмет под названием «Методы анализа». Это был тот самый момент, когда я понял с первой минуты, что пропал. Мне предстояло провести расследование в музее Bagatti Valsecchi: определить какой эпохи вещь, почему она находится именно в этом помещении, как использовалась семьей Багатти-Вальсекки и так далее. Я выбрал для своего исследования сундук эпохи Возрождения. С его происхождением проблем не было, я нашел много аналогов в коллекциях мировых музеев, в том числе в музее Метрополитен и в музее Виктории и Альберта. А вот что касается его практической стороны — тут пришлось попотеть. Результатом стало эссе на 2000 слов, в котором описывалась вся история предмета, как и почему он оказался в семье.

Моей дипломной работой стала книга: она представляла собой портфолио всех проектов, которые мы делали во время учебы. Сто восемьдесят страниц, каждая из которых была придумана мной: графика, шрифты, расположение изображений. Теперь на моей полке рядом с книгами Дэвида Коллинза, Марселя Вандерса, Тома Форда и многими другими стоит и книга Pavel Volovov. Жаль только, ее тираж пока недостаточно большой — всего два экземпляра.

Словом, обучение стало для меня невероятным приключением со своими сложностями и творческими муками, но в результате я получил драгоценный опыт, который останется со мной на долгие годы и который я вовсю использую в своей работе.»