Айрис ван Херпен: мода XXI века

Айрис ван Херпен: мода XXI века

Дизайнер Айрис ван Херпен — фронтвуман передового направления Design & Science. Кажется, что ee наряды синтезированы в научно-исследовательских лаборториях или сброшены инопланетянами. 

Соль фирменного метода проектирования в том, что она соединяет компьютерное моделирование одежды с ручной работой. Ван Херпен была одной из первых, кому пришло в голову (и у кого получилось) применить метод быстрого прототипирования (3D-печать) в моде. 

Платье, колл. Hybrid Holism, 2012. Нити, покрытые металлом, тюль, хлопок.
Платье Hybrid Holism, июль 2012. В сотрудничестве с Юлией Кернер. 3D-принтинг. УФ-полимер. Из собрания High Museum of Art, Атланта.
Ботинок, колл. Hacking Infinity, совместно с Н. Татехана и 3D-Systems.

Дизайнер чувствительна к материалам: использует либо суперпередовые, либо подчеркнуто архаичные. Шьет платья из латекса, плексигласа, углеволокна и полиэтилентерефталата. Обувь — из яшмы и агата, спаянных стеклопластиком...  Часто ее коллекции — результат сотрудничества с художниками и архитекторами, но иногда помочь Айрис ван Херпен соглашаются поп-звезды, актеры и ученые.

Платье колл. Voltage, 2013. Совместно с Ф. Бизли. Кужева, вырезанные лазером из прозрачной пленки, микрофибра.
Платье Radiation Invasion, сентябрь 2009. Искусственная кожа, золотая фольга, хлопок и тюль. Из собрания Groninger Museum.
Платье с воротником, колл. Chemical Crows, 2008. Спицы от детских зонтиков, коровья кожа.
Iris van Herpen, колл. Wilderness Emboided, 2013.
Корсет, колл. Сapriole, cовместно с И. Бох и Materialize. Трехмерная печать, полиамид.

Так в ее соавторах оказались архитектор Рем Колхас, профессор MIT Нери Оксман, канадский архитектор Филип Бизли, певица и актриса Бьорк, Бейонсе, Тильда Суинтон. Начиная с первой коллекции Future Fragility, которая была представлена на Амстердамской неделе моды в июле 2007 года, и до прошлогодней Hacking Infinity, каждый наряд, придуманный Айрис ван Херпен, просится на выставку в музей. За каждым проектом стоит нетривиальная научная проблема. Например, Biopiracy посвящен этически непростой теме биопиратства. Айрис ван Херпен спрашивает себя и нас, являются ли люди единственными обладателями собственных тел.

Ей за тридцать, за плечами учеба в Институте искусств Art EZ в Арнеме, стажировка в команде Александра Маккуина, работа в Амстердаме у Клауди Йонгстры. Коллекции под собственным брендом выпускает с 2007 года (по две в год), регулярно участвует в групповых музейных выставках.  

Коллекция haute couture SS 2017.

Дизайнер пристально изучает, как функционирует человеческое тело и как мы используем нашу внутреннюю энергию. Большой фурор произвела коллекция Voltage. «Я поняла, что у нас масса энергии, доступ к которой нам не очевиден, — говорит ван Херпен. — Поэтому пришлось изучить все, что касается электричества: как мы применяем его в нашей повседневной жизни и можно ли использовать его в произведениях искусства. Между человеческим телом и одеждой всегда существуют интересные отношения».