Айрис ван Херпен (Iris van Herpen): меняя моду

Айрис ван Херпен (Iris van Herpen): меняя моду

Выставка гениальной Айрис ван Херпен проходит в Атланте. Ретроспектива Transforming Fashion («Меняя моду») в High Museum of Art's показывает портфолио одного из самых оригинальных дизайнеров современности: 45 невероятных нарядов из 15 коллекций с 2008 по 2015 год.

Девушка из голландской провинции в начале 2010-х cтала мировой знаменитостью. Теперь имя Iris van Herpen звучит также громко, как имена ее учителей Виктора Хорстинга, Рольфа Снорена и Александра МакКуина.

Айрис ван Херпен (р. 5 июня 1984 г.) изучала дизайн в институте искусств ArtEZ в Арнхеме, после стажировалась в студии МакКуина в Лондоне, у Victor&Rolf в Париже и Клоди Йонгстра в Амстердаме. Бренд Iris van Herpen дебютировал в 2007 году с головокружительной коллекцией Fragile Futurity, размышлениями о будущем в мире космических достижений.

Айрис ван Херпен делает то, что делают лучшие дизайнеры мебельного люкса: она выступает за взаимосвязь ремесленного мастерства и компьютера. Современный взгляд на Haute Couture, который основывается и на ручной работе, и на цифровой технологии. Произведения Ван Херпен больше чем мода. Она шьет платья из латекса, плексигласа, углеволокна и полиэтилентерефталата. Обувь — из яшмы и агата, спаянных стеклопластиком...  Формы ее платьев — результат погружения в строение живых клеток и микроорганизмов. Источники вдохновения: большой адронный колайдер, современная архитектура Амстердама, катушки Тесла и т.д.

«Для меня мода является выражением искусства, которое очень близко связано со мной и моим телом. Я вижу в ней выражение моей идентичности в сочетании с настроением и культурой. Всей своей работой я даю понять, что мода — это художественный акт, а не только функциональный, бессодержательный или коммерческий инструмент. Ношение одежды — захватывающий момент самовыражения. «Форма следует за функцией» — не мой лозунг. Наоборот, я считаю, что формы дополняют и меняют тело и, таким образом, эмоции».

Междисциплинарный метод транслируют сегодня дизайнеры разных направлений и интересов. Арик Леви дополняет промдизайн скульптурой, Рольф Закс — фотографией и медициной, Токуджин Йошиока — кристаллографией, Майкл Янг — фрактальной геометрией. Фэшн-дизайнер Рик Оуэнс создает «дикие» диваны и кровати из каменного дерева, а Мэттью Уильямсон — райские сады на обоях. Но феномен Айрис ван Херпен другого плана, он выходит за рамки отдельных экспериментов. Айрис в постоянной готовности исследовать новые материалы, быстро брать на вооружение самые передовые опыты и всегда действовать, балансируя на грани науки, философии, архитектуры. Ее авангард драматичен, сексуален и полон эмоций. 

Пять хитов американской выставки Transforming Fashion:

Коллекция Chemical Crows, январь 2008. Спицы из детских зонтиков, промышленные нити накаливания, телячья кожа и металлические нити. Из собрания Groninger Museum.

1. Chemical Crows («Химические вороны»).  Три платья из коллекции 2008 года. 700 спиц из детских зонтиков cоединены в конструкции, напоминающие золотые птичьи крылья, колышащиеся при движении.

Платье Crystallization, июль 2010. Прозрачный полиэтилентерефталат, ECCO кожа, козья кожа, серебряные цепочки, вискоза. Из собрания Groninger Museum.

2. Crystallization («Кристаллизация»). Наряд появился благодаря бюро Benthem Crouwel Architekten, которые построили новое крыло Stedelijk Museum в Амстердаме. В народе его прозвали «ванна». Коллекцию Айрис решила посвятить разным состояниям воды, а также превращению хаоса (воды) в кристаллическую структуру. После тестирования около 40 различных материалов, Айрис остановилась на полиэтилентерефталате (ПЭТ), податливом пластике, обычно используемом для изготовления пластиковых бутылок. Платья этой коллекции — застывший всплеск воды, окутывающий фигуру прозрачным флером.

Ансамбль Capriole, июль 2011. В сотрудничестве с Исайей Блоком и Materialise. 3D- принтинг. Полиамид. Из собрания Groninger Museum.

3. Capriole («Каприоль»). Коллекция, с которой Айрис ван Херпен дебютировала в Париже в качестве приглашенного члена Синдиката высокой моды. Свое французское название 5 нарядов получили в честь конноспортивного термина, означающего «прыжок в воздухе». Дизайнер стремилась передать ощущения свободного падения перед и во время прыжка с парашютом. «Платье-скелет» издано при помощи 3D- принтинга в сотрудничестве с бельгийским дизайнером и архитектором Исайей Блоком, который специализируется на 3D-конструкциях. Ван Херпен достигла сложного скульптурного качества платья благодаря технологии селективного лазерного спекания (SLS). Этот метод придает конструкции гибкость и прочность.

Платье Hybrid Holism, июль 2012. В сотрудничестве с Юлией Кернер. 3D-принтинг. УФ-полимер. Из собрания High Museum of Art, Атланта.

4. Hybrid Holism. Платье сложных медовых оттенков вдохновлено изображением фрактала (геометрической формы, состоящей из частей, каждая из которых является уменьшенной копией целого) из старинной голландской книги. Ван Херпен сотрудничала с австрийским архитектором Юлией Кернер для того, чтобы добиться детального повторения рисунка. Бельгийская фирма 3D-печати Materialise напечатала платье с помощью стереолитографии. Этот процесс создает объект срез за срезом, снизу вверх, в сосуде из полупрозрачного полимера, который затвердевает при контакте с лазером. 

Платье Voltage, январь 2013. Зеркальная фольга, прозрачный акриловый лист, вискоза. Собственность дизайнера.

 5. Voltage («Напряжение»). Айрис ван Херпен исследует электричество тела. В основе коллекции — работа новозеландского экспериментатора Карлоса Ван Кэмпа, который проводил опыты с чрезвычайно высоким напряжением (катушками Тесла). Ван Херпен стремится передать ощущение завораживающей красоты и смертельной опасности, непредсказуемое движение и преобразующую силу электричества.

Платье Wilderness Embodied, июль 2013. В сотрудничестве с Иолан ван дер Вил. Железные опилки, полиуретановая смола, хлопок. Собственность автора.
Платье Refinery Smoke, июль 2008. Необработанная металлическая марля, телячья кожа и хлопок. Из собрания Groninger Museum.

Параллельно с ретроспективой Iris van Herpen в США, в бостонском музее Museum of Fine Arts проходит не менее увлекательная выставка #techstyle, которая маркирует все тот же мировой тренд: новый термин и новая отрасль Smart fashion будет определять лицо фэшниндустрии в самом ближайшем будущем.

Выставка Transforming Fashion в High Museum of Art's в Атланте завершится 15 мая 2016 года и продолжит  турне по Северной Америке. Ретроспектива организована совместно с Groninger Museum (Нидерланды).