Mad House: дизайн и искусство в МАММ

Мультимедиа Арт Музей представляет сенсационную для России выставку, соединившую коллекционное искусство и коллекционный дизайн. Экспозицию на фоне ярко окрашенных стен кураторы назвали Mad House («сумасшедший дом»).

Под аналогичным названием в 2016 году сделали свою ретроспективу в Нью-Йорке мастера шика и шока, дуэт Studio Job. Столь звучный образ проектам придают вещи, собранные не по единому принципу, а выражающие самые контрастные идеи.

Этторе Соттсасс (1917–2007). Memphis. Стеллаж Max. 1987. Италия. Ламинат и пластик, полихромный лак. Галерея «Палисандр».
Йорген Кастхольм, Пребен Фабрициус. Кресло FK 6720. Kill International. Дания. Хромированная сталь, натуральная кожа. Галерея «Палисандр».
Ико Паризи (1916–1996). Тележка для газет. De Baggis. 1950-е. Италия. Эбеновое дерево, латунь, cтекло, зеркальная вставка. Галерея «Палисандр».

На московской выставке впервые на высокие постаменты подняты предметы послевоенного дизайна — лаконичный скандинавский, экспрессивный итальянский, элегантный французский и технологичный американский дизайн в диапазоне от Ико Паризи до Широ Кураматы. Фоном служит современное искусство. На стенах шпалерной развеской представлены работы отечественных художников — Кабакова, Чуйкова, Булатова, Гутова, Пепперштейна. Период: 1970-2000-е. 

Ингве Экстрем (1913–1988). Кресло Lamino. Swedese Mobler. 1956. Швеция. Гнутое дерево, овечья кожа, замша. Галерея «Палисандр».

В разговорном языке словосочетание «сумасшедший дом» — синоним неразберихи. Однако при всей эклектичности выставка несет в себе важный актуальный смысл — авторский дизайн сегодня сопоставим с артом и занимает залы лучших музеев.

Джо Понти (1891–1979). Пара пуфов. 1950-е. Массив ореха, текстиль.

Среди буржуазной мебели mid-century выделяется радикальный итальянский драйв группы Memphis — авангардной группы под руководством ее идеолога Этторе Соттсасса. Отрицая «хороший вкус» и консьюмеризм, ориентируясь на повседневность, авторы «Мемфиса» использовали недорогие материалы (ламинат из баров и кафе), увлекались комиксами, коллажами, асимметричными формами, открытым цветом. Большинство объектов «Мемфис» напоминает игрушки: веселая игра, свобода, анархия — тема их антидизайна. Алогичного, антимодернистского, оригинального и вновь популярного в наши дни.

Илья Кабаков. Карандаш. Бумага, карандаш, тушь. 1974.
Норман Чернер (1920–1987). Стул. Plycraft. 1958. США. Гнутая фанера (орех).

Страстную экспозицию создали кураторы: Анна Зайцева (МАММ) и галерист Алина Пинская. Благодарность они выражают архитектору Кириллу Ассу. Экспонаты предоставлены Stella Art Foundation, галереей «Палисандр», Artwin Gallery, Marina Gisich Gallery, Regina Gallery, Пьером Броше и другими частными коллекционерами.

Дмитрий Гутов. Кризис государства.
Чезаре Лакка (р. 1929). Кофейный столик. 1950-е. Италия. Эбеновое дерево, полированная латунь, шлифованное прозрачное стекло.
Владимир Яковлев. Белый цветок. 1973.
Нильс «Ниссе» Стрининг (1917–2006). Стеллаж и бюро с креплением к стене. Швеция.

• Выставка Mad House, Мультимедиа Арт Музей, Москва, до 2 сентября. 

Теги:
Автор:
Фото:
предоставлены пресс-службами